О необходимости прощать размышляет сегодня с нами о. Василий Заздравных викарный прихода Св. Анны г. Екатеринбурга
Дан 3, 25. 34-43
Пс 25
Мф 18, 21-35
Сегодня в Литургии слова, мы слышали один из самых известных фрагментов Евангелия — Евангелие о необходимости прощения.
Итак мы слышим как Петр задает Христу вопрос: «До скольки раз прощать брату моему, согрешающему против меня? До семи ли раз?» Христос же отвечает, что прощать нужно не до семи а до седмижды семидесяти раз. Иными словами, можно было бы сказать, что до бесконечности мы должны прощать братьев и сестер, когда они каются. Но как сложно это бывает сделать.
Иногда раны и обиды бывают такими глубокими, что нам недостает сил согласиться даже думать о прощение. Бывает так, что, когда человек просит прощения, я понимаю, что что-то непоправимо изменилось, что-то потеряно. Я вроде бы прощаю человека, но уже смотрю на него иначе. Что-то изменилось... А иногда просто не хочется прощать, нет на это сил.
Как же быть? Где взять силы и желания для прощения? И что это значит — прощать?
Мы часто связываем прощение с эмоциями. То есть, мы понимаем так: простить это значит с помощью некоего усилия воли начать чувствовать к человеку, который причинил мне страдания какую-то симпатию, расположение, и тому подобное. Или же вдруг полностью забыть все что произошло, как бы пережить амнезию... И конечно это не получается, мы осознаем, что как бы мы не старались, мы видим человека причинившего нам страдания иначе, чем было раньше. Это неминуемо, это уже совсем другие отношения...
Об эмоциях ли говорит Христос?
Я думаю, что нет. Иначе как можно простить тех, кто делает откровенное зло. Как бы мог узник какого нибудь концлагеря простить своего мучителя? Как можно испытывать симпатию к источнику боли? Психически здоровому человеку это невозможно.
Я убежден, что прощение о котором говорит Христос — это выбор.
В Библейском понимание любовь — это не чувство или эмоция, а выбор в действие. Любовь долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится и т.д. Это что-то активное, это выбор, некое предпочтение или действие. Я выбираю любить Бога всем сердцем и всеми силами, всем существом, я выбираю любить ближнего как самого себя, или даже так, как Христос возлюбил меня. Я выбираю и хочу это делать.
И также с прощением - я выбираю делать добро тому, кто причинил мне зло. «Побеждаю зло добром». И мне наверняка неприятен тот, кого я прощаю, у меня нет для него оправдания, у меня нет понимания, почему он так поступил со мной. Но я просто выбираю не ответить ему тем же, но, напротив, на уровне выбора желаю ему добра. При этом, моя эмоциональность может противиться этому, может взывать к мести во мне, чтобы ответить тем же - «Око за око, зуб за зуб...». Мои раны еще могут кровоточить долгие годы, но Христос пришел, и я выбираю отпустить с миром вместо ответного удара. Это мой выбор. И в этом Евангелие.
А второе, что помогает нам прощать других — это осознание собственной немощи. Ведь мы сами постоянно нуждаемся в прощение Бога, да и наших ближних тоже. Не существует такого человека, который бы не нуждался в прощение. Каждый день мы сталкиваемся с собственными ограничениями и слабостями. И мы так нуждаемся в том, чтобы другие прощали нас.
Мы постоянно просим у Бога прощения, в день не по разу, даже если нам кажется, что мы праведны. Но вся наша праведность, как запачканная одежда перед Ним! И чем ближе мы подходим к Нему, тем более осознаем что мы перстные, сотворенные из праха. Мы осознаем свою греховность, потребность в очищение.
Почти всегда, когда человек встречает Бога — он чувствует себя, как бы немощным, как бы лишенным одежды, нагим. И так со времен Адама...
«Адам, где ты?» - вопрошает Бог. «Голос твой я услышал в раю и убоялся, потому что я наг...» - отвечает Адам.
Очевидно, что чем ближе человек к Богу, тем более он становится святым, в нашем понимание - безгрешным. Но факт, что святые как раз постоянно находили причины для покаяния. И напротив если у человека не в чем каяться — это значит - он отдалился от Бога, не видит себя в истине, не осознает своих грехов.
Присутствие Святого Духа обличает мир о грехе. Господь настолько совершен и праведен, что быть в присутствие Его и не чувствовать своей греховности невозможно...
Таким образом, осознание своих грехов, как раз и дает нам силы прощать других. Мы знаем, что и мы сами постоянно нуждаемся в прощение и просим его у Бога, чуть ли не постоянно. Но нам действительно свойственно забывать о том, что мы являемся прощенными и в таком случае мы строго судим людей, как этот негодный раб в притче.
Итак, я выбираю, именно выбираю, прощать других, потому что сам бесконечно нуждаюсь в прощение гораздо боле, чем семьдесят раз по семь.
Аминь.
Итак мы слышим как Петр задает Христу вопрос: «До скольки раз прощать брату моему, согрешающему против меня? До семи ли раз?» Христос же отвечает, что прощать нужно не до семи а до седмижды семидесяти раз. Иными словами, можно было бы сказать, что до бесконечности мы должны прощать братьев и сестер, когда они каются. Но как сложно это бывает сделать.
Иногда раны и обиды бывают такими глубокими, что нам недостает сил согласиться даже думать о прощение. Бывает так, что, когда человек просит прощения, я понимаю, что что-то непоправимо изменилось, что-то потеряно. Я вроде бы прощаю человека, но уже смотрю на него иначе. Что-то изменилось... А иногда просто не хочется прощать, нет на это сил.
Как же быть? Где взять силы и желания для прощения? И что это значит — прощать?
Мы часто связываем прощение с эмоциями. То есть, мы понимаем так: простить это значит с помощью некоего усилия воли начать чувствовать к человеку, который причинил мне страдания какую-то симпатию, расположение, и тому подобное. Или же вдруг полностью забыть все что произошло, как бы пережить амнезию... И конечно это не получается, мы осознаем, что как бы мы не старались, мы видим человека причинившего нам страдания иначе, чем было раньше. Это неминуемо, это уже совсем другие отношения...
Об эмоциях ли говорит Христос?
Я думаю, что нет. Иначе как можно простить тех, кто делает откровенное зло. Как бы мог узник какого нибудь концлагеря простить своего мучителя? Как можно испытывать симпатию к источнику боли? Психически здоровому человеку это невозможно.
Я убежден, что прощение о котором говорит Христос — это выбор.
В Библейском понимание любовь — это не чувство или эмоция, а выбор в действие. Любовь долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится и т.д. Это что-то активное, это выбор, некое предпочтение или действие. Я выбираю любить Бога всем сердцем и всеми силами, всем существом, я выбираю любить ближнего как самого себя, или даже так, как Христос возлюбил меня. Я выбираю и хочу это делать.
И также с прощением - я выбираю делать добро тому, кто причинил мне зло. «Побеждаю зло добром». И мне наверняка неприятен тот, кого я прощаю, у меня нет для него оправдания, у меня нет понимания, почему он так поступил со мной. Но я просто выбираю не ответить ему тем же, но, напротив, на уровне выбора желаю ему добра. При этом, моя эмоциональность может противиться этому, может взывать к мести во мне, чтобы ответить тем же - «Око за око, зуб за зуб...». Мои раны еще могут кровоточить долгие годы, но Христос пришел, и я выбираю отпустить с миром вместо ответного удара. Это мой выбор. И в этом Евангелие.
А второе, что помогает нам прощать других — это осознание собственной немощи. Ведь мы сами постоянно нуждаемся в прощение Бога, да и наших ближних тоже. Не существует такого человека, который бы не нуждался в прощение. Каждый день мы сталкиваемся с собственными ограничениями и слабостями. И мы так нуждаемся в том, чтобы другие прощали нас.
Мы постоянно просим у Бога прощения, в день не по разу, даже если нам кажется, что мы праведны. Но вся наша праведность, как запачканная одежда перед Ним! И чем ближе мы подходим к Нему, тем более осознаем что мы перстные, сотворенные из праха. Мы осознаем свою греховность, потребность в очищение.
Почти всегда, когда человек встречает Бога — он чувствует себя, как бы немощным, как бы лишенным одежды, нагим. И так со времен Адама...
«Адам, где ты?» - вопрошает Бог. «Голос твой я услышал в раю и убоялся, потому что я наг...» - отвечает Адам.
Очевидно, что чем ближе человек к Богу, тем более он становится святым, в нашем понимание - безгрешным. Но факт, что святые как раз постоянно находили причины для покаяния. И напротив если у человека не в чем каяться — это значит - он отдалился от Бога, не видит себя в истине, не осознает своих грехов.
Присутствие Святого Духа обличает мир о грехе. Господь настолько совершен и праведен, что быть в присутствие Его и не чувствовать своей греховности невозможно...
Таким образом, осознание своих грехов, как раз и дает нам силы прощать других. Мы знаем, что и мы сами постоянно нуждаемся в прощение и просим его у Бога, чуть ли не постоянно. Но нам действительно свойственно забывать о том, что мы являемся прощенными и в таком случае мы строго судим людей, как этот негодный раб в притче.
Итак, я выбираю, именно выбираю, прощать других, потому что сам бесконечно нуждаюсь в прощение гораздо боле, чем семьдесят раз по семь.
Аминь.
10 комментариев:
Спасибо за размышления, отец Василий! Для меня действительно это очень актуальная тема. Много раз я задумывался, достаточно ли для прощения просто отказаться от каких-то враждебных действий или намерений по отношению к ближнему. Действительно, относиться по прежнему к прощенному не получается... Но иногда Господь посылает и более серьезное испытание: у тебя появляется выбор, помочь или нет человеку, нанесшему тебе обиду, и вот тогда действительно сложно бывает правильно оценить ситуацию и принять правильное решение. Мне кажется, не всегда стоит сразу предлагать свою помощь, иногда всем нам полезно оказаться в положении блудного сына и огрести свою долю неприятностей. ))) Часто только так нам удается понять, что для нас хорошо, а что не очень, и осознать свои ошибки. Но и здесь тебя грызет червячок сомнений: а вдруг все твои рассуждения - лишь обычное мстительное чувство, которое ты завернул в красивую обертку христианской педагогики? И для чего тебя Бог поставил в эту ситуацию? Чтобы ты научился не колеблясь приходить на помощь ближним, или же чтобы подумал и научился понимать, что вполне очевидное добро не всегда оказывается таким уж добром?
С уважением.
Тоже хотела бы выразить благодарность Вам, о. Василий!. Для меня лично просто это очень акутальная и наболевшая тема . Ведь действительно, прощая наших обидчиков, что-то глубоко внутри все-таки остается. И отношения уже не такие как прежде. Уже не так доверяешь человеку. А иногда и просто сложно уже кого-то назвать другом. Он становится просто приятелем, знакомым. И задаешься вопропросом, а прощение ли этого тогда? если ты не отпустил ситуацию до конца...? Ваши размышления лично мне помогли. Все, что остается в нас....это эмоции...а прощение - это действие!.
С благодарностью и уважением! К.
Слава Иисусу Христу! Большое спасибо Вам, отец Василий! Это очень серьёзная тема. Действительно, как Вы, отец Василий, отметили в своём рассуждении: " В Библейском понимание любовь — это не чувство или эмоция, а выбор в действие." Именно действие! И прощение- это действие. Как хотелось бы,чтобы это происходило всегда: прощаю - действую.А в жизни? ... Когда провожаешь близкого человека в последний путь , и понимаешь ,что не всё успела сказать ему, что можно было сделать больше доброго для него, что не успела за многие нанесённые раны, обиды, боль попросить прощения, когда человек жил, смотрел на тебя,говорил с тобой,шутил, улыбался,делился своими мыслями, просто радовался жизни...- и уже не вернуть тех времён, когда возможность попросить прощения, глядя прямо в такие родные глаза, ещё и ещё раз была мне предоставлена в любое время,... И...уже мысленное :"Прости меня..."-в последний раз, когда могу видеть закрытые навсегда глаза.......Только через боль, потери так ярко начинаю понимать смысл прощения... ,чтобы не оставалось внутри сомнений. Нам прощает Бог. Милует, потому что Он любит, прощает, потому что Он любит миловать. Сам Господь учит нас прощать.Он, прощая нас, дает нам надежду, возможность жить дальше с чистой совестью. Бог ждет истинного нашего примирения с близкими, добрых отношений друг к другу. Просто, как дети посмотрим друг другу в глаза и простим друг другу чистыми сердцами... С уважением. Юзефа.
Спасибо Вам, отец, за эту проповедь! А также благодарность всем, кто поддерживает этот сайт. Начинать каждое утро с литургического чтения и размышления над ним - лучшее, что может быть.
Пусть Дух Святой и впредь способствует Вашему совместному делу!
С уважением, Ксения,
Санкт-Петербург
Да,Юзефа в размышлениях затронула еще одну тему о том, что если чувствуешь, что нужно попросить у человека прощения или простить ему....делай это СЕЙЧАС! Иначе...завтра может быть уже поздно...
Спасибо! К.
От всего сердца спасибо Вам большое! С Богом... Юзефа
Юзефа, спасибо. Ты напомнила мне о самом главном. Нужно ценить тех людей, которых Бог дает нам. Пока они еще с нами.
"Юзефа, спасибо. Ты напомнила мне о самом главном. Нужно ценить тех людей, которых Бог дает нам. Пока они еще с нами."
Присоединяюсь к благодарности, спасибо! )))
С уважением, Марк.
Вам спасибо огромное! Всем сердцем Вас благодарю! С Богом...Юзефа
Марк! Благодарю тебя от всей души, от всего сердца! Спасибо тебе! С Богом...Юзефа
Отправить комментарий