2 Фес 2, 1-3а. 14-17
Пс 96
Мф 23, 23-26
Сегодня в Евангелие мы слышим гневные слова Христа, обращенные к фарисеям...
Вообще, за словом «фарисей» в христианской традиции давно и твердо закрепилось отрицательное значение. Быть фарисеем значит лицемерить... Так ли это?
Фарисеи во времена Христа представляли из себя одну из богословских школ иудаизма. У них была своя интерпретация закона и священных текстов. Ими была разработана достаточно стройная мировоззренческая система, в которую вписывалось учение о грядущем Миссии и Его Царстве. Ими же была создана и так называемая «Устная Тора», которая потом была записана в Мишну, а затем в Талмуд. По сути это - единственная школа, которая сохранилась со времен Христа до сего дня.
При внимательном прочтение Евангелий мы заметим, что главные оппоненты Иисуса - именно фарисеи. И это не было случайностью. Сами методы Христа, Его способ учить, как и многие аспекты Его Учения были близки к тому, как учили и сами фарисеи. Можно с уверенностью сказать, что именно фарисейский иудаизм был ближе всего к учению Христа. Они, очевидно, признавали в Нем своего, но и одновременно - чужого...
Фарисей Симон приглашает его в свой дом (см Лк 7,36), что означало многое. Пригласить кого-либо к столу для фарисея значило не только быть друзьями, но и разделить священнодействие. Всякая трапеза считалась священной, отсюда и ритуальное омовение рук перед едой. Другие два фарисея, Никодим и Иосиф Аримофесийский, хоронят тело Иисуса и это в тот момент, когда внешне Он был лишен всякой славы... Савл был фарисеем и по сути, став Павлом - Апостолом язычников, никогда не отрекался от принадлежности к этой школе (см. Деян 23,6).
Учение Христа во многом перекликалось с их учением, но все же выходило далеко за его рамки. Они верили в воскресенье из мертвых, в посмертный суд, в духовный ангельский мир, в грядущего Миссию. Но зацикливались на букве закона, часто ставя закон выше любви, выше всего. А худшие представители этой школы превращали Галаху в систему манипуляций. Вот именно за это и обличал их Христос.
Отцеживаете комара и проглатываете верблюда... Соблюдаете внешность чаши в чистоте, но забываете о внутреннем человеке. Любите, чтобы вас приветствовали в народных собраниях и воздавали вам почести. Но не этого ждет Бог! Можно сказать, что все учение Христа проходит в острой полемике с фарисейской школой, а точнее - с ее искажениями.
Христос призывает вспомнить о главном, о любви, на которой стоит весь закон и пророки (см Мф 22, 39-40). Именно любовь не позволяет побивать камнями других, любовь заставляет являть милость даже грешникам.
Все иудеи были убеждены, что грешник достоин наказания и даже смерти. Но Христос призывает к милости, которая превозносится над судом.
Христос приходит не нарушить закон, но исполнить его, привести его к полноте и свершению. Исполнения закона — любовь, скажет апостол язычников (см Рим 13,10). Любовь и была явлена Христом до конца...
Любовь, превосходящая всякое разумение, любовь без условия во искупление всех! За всех, ради всех, даже прежде всякого раскаяния тех, за кого умираешь. Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками, прежде всякого нашего покаяния и не в счет его, но прежде — в залог спасения (см Рим 5,8 )! И этим удивительна Его жертва, Его бесконечная, покрывающая все любовь! Христос пришел явить милость Бога на земле, выпустить измученных на свободу, благовествовать лето Господне благоприятное...
Любовь — вот что должно быть мерилом праведности! Не столько действия сами по себе, не столько количество произнесенных молитв, сколько любовь, желающая счастья другого, желающая расцвета и плодотворности любимого! Любовь отдающая, чтобы другой жил... Любовь, жаждущая стать хлебом тому, кого любишь — вот чем измеряется праведность. Но, конечно, любовь как и вера, без дел - мертва...
Но как легко превратиться в исполнителя правил и уставов, в хорошего верного «солдата», в «непорочного» и «безгрешного» святошу, да только все это во имя себя, а не во имя любви! «Если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы». (1Кор.13:3)
Пс 96
Мф 23, 23-26
Сегодня в Евангелие мы слышим гневные слова Христа, обращенные к фарисеям...
Вообще, за словом «фарисей» в христианской традиции давно и твердо закрепилось отрицательное значение. Быть фарисеем значит лицемерить... Так ли это?
Фарисеи во времена Христа представляли из себя одну из богословских школ иудаизма. У них была своя интерпретация закона и священных текстов. Ими была разработана достаточно стройная мировоззренческая система, в которую вписывалось учение о грядущем Миссии и Его Царстве. Ими же была создана и так называемая «Устная Тора», которая потом была записана в Мишну, а затем в Талмуд. По сути это - единственная школа, которая сохранилась со времен Христа до сего дня.
При внимательном прочтение Евангелий мы заметим, что главные оппоненты Иисуса - именно фарисеи. И это не было случайностью. Сами методы Христа, Его способ учить, как и многие аспекты Его Учения были близки к тому, как учили и сами фарисеи. Можно с уверенностью сказать, что именно фарисейский иудаизм был ближе всего к учению Христа. Они, очевидно, признавали в Нем своего, но и одновременно - чужого...
Фарисей Симон приглашает его в свой дом (см Лк 7,36), что означало многое. Пригласить кого-либо к столу для фарисея значило не только быть друзьями, но и разделить священнодействие. Всякая трапеза считалась священной, отсюда и ритуальное омовение рук перед едой. Другие два фарисея, Никодим и Иосиф Аримофесийский, хоронят тело Иисуса и это в тот момент, когда внешне Он был лишен всякой славы... Савл был фарисеем и по сути, став Павлом - Апостолом язычников, никогда не отрекался от принадлежности к этой школе (см. Деян 23,6).
Учение Христа во многом перекликалось с их учением, но все же выходило далеко за его рамки. Они верили в воскресенье из мертвых, в посмертный суд, в духовный ангельский мир, в грядущего Миссию. Но зацикливались на букве закона, часто ставя закон выше любви, выше всего. А худшие представители этой школы превращали Галаху в систему манипуляций. Вот именно за это и обличал их Христос.
Отцеживаете комара и проглатываете верблюда... Соблюдаете внешность чаши в чистоте, но забываете о внутреннем человеке. Любите, чтобы вас приветствовали в народных собраниях и воздавали вам почести. Но не этого ждет Бог! Можно сказать, что все учение Христа проходит в острой полемике с фарисейской школой, а точнее - с ее искажениями.
Христос призывает вспомнить о главном, о любви, на которой стоит весь закон и пророки (см Мф 22, 39-40). Именно любовь не позволяет побивать камнями других, любовь заставляет являть милость даже грешникам.
Все иудеи были убеждены, что грешник достоин наказания и даже смерти. Но Христос призывает к милости, которая превозносится над судом.
Христос приходит не нарушить закон, но исполнить его, привести его к полноте и свершению. Исполнения закона — любовь, скажет апостол язычников (см Рим 13,10). Любовь и была явлена Христом до конца...
Любовь, превосходящая всякое разумение, любовь без условия во искупление всех! За всех, ради всех, даже прежде всякого раскаяния тех, за кого умираешь. Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками, прежде всякого нашего покаяния и не в счет его, но прежде — в залог спасения (см Рим 5,8 )! И этим удивительна Его жертва, Его бесконечная, покрывающая все любовь! Христос пришел явить милость Бога на земле, выпустить измученных на свободу, благовествовать лето Господне благоприятное...
Любовь — вот что должно быть мерилом праведности! Не столько действия сами по себе, не столько количество произнесенных молитв, сколько любовь, желающая счастья другого, желающая расцвета и плодотворности любимого! Любовь отдающая, чтобы другой жил... Любовь, жаждущая стать хлебом тому, кого любишь — вот чем измеряется праведность. Но, конечно, любовь как и вера, без дел - мертва...
Но как легко превратиться в исполнителя правил и уставов, в хорошего верного «солдата», в «непорочного» и «безгрешного» святошу, да только все это во имя себя, а не во имя любви! «Если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы». (1Кор.13:3)
«Любовь все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится». (1Кор.13:7,8) Аминь.
Автор: о.Василий Заздравных
1 комментарий:
«…Христос призывает к милости, которая превозносится над судом». Спасибо отец Василий.
«Да веселятся небеса и да торжествует земля; … пред лицем Господа; ибо идет, ибо идет судить землю. Он будет судить вселенную по правде, и народы - по истине Своей» (Пс 95,11-13).
Часто слышу, и в комментариях иногда промелькнет, что за грешные дела будет меня судить Бог. Но ведь главный суд над миром уже начался с пришествия Христа и проявился в Его страданиях за наши грехи. Он нас уже оправдал и далее примиряет с Собой по великой милости Своей. И кто поверил в это, и во Иисуса Христа уже оправдан даром и даже до рождения. И не будет судим практикующий верующий. А неверующий себя уже наказал тем, что остался во тьме и в гордыне своей не нуждается в милости Божией.
Идет разделение на тех, кто с Богом и тех, кто с князем мира сего. И это разделение сейчас в нашем сердце совершается по отношению к Иисусу Христу. Бог по отношению к нам уже наглядно проявил Свою Любовь. И нужно постоянно отвечать на Его любовь. А если мы ищем Бога, истину и с нами Христос, то чего же нам бояться, или с ужасом ждать осуждения?
До полного разделения (окончательного Суда Божия) главное сохранять верность Христу в мыслях, делах, поступках, учиться верить, надеяться, любить. Да, ещё ожидает нас огонь поядающий – испытание на искренность мотивов, подлинность дел, верность Христу. А чтобы в результате сохраниться, нам в помощь дан Дух Святой объединяющий нас в единое тело - Церковь. В Церкви исповедуем все таинства, нас в подлинности, истине сохраняющие.
[Ин.3:18] Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия.
С Богом.
Отправить комментарий