Мф 12, 14-21
Евангелист Матфей в сегодняшнем фрагменте цитирует Песнь Отрока (Слуги) Божьего из книги Пророка Исаии, которая описывает Мессию, как тихого и смиренного праведника: «не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его». По мнению Матфея, это пророчество является объяснением того, что Иисус запрещал как исцеленным людям, так и изгнанным Им бесам говорить о себе: «Он исцелил их всех и запретил им объявлять о Нем». Исследователи Библии называют этот запрет «мессианской тайной», и, стараясь разгадать эту тайну, предлагают всевозможные объяснения. Но факт остается фактом: Иисус не хотел, чтоб о Нем говорили. По мнению Марка, этот запрет обусловлен нежеланием Иисуса быть знаменитым: «Он строго запрещал им, чтобы не делали Его известным» (3, 12). Лука подтверждает такой запрет: «Он запрещал им сказывать, что они знают, что Он Христос» (4, 41), хотя и воздерживается от объяснения, почему Он это делал – похоже, что эта мессианская тайна была загадкой также для Евангелистов.
Мы можем объяснить такую скромность личным смирением. Праведник не должен заниматься саморекламой, не должен желать привлечь к своей персоне больше внимания, создавать ажиотаж вокруг своего имени. Это приемлемо, если речь идет о самой особе такого праведника, но если речь идет о его миссии, что тогда? Разве для дела спасения всего человечества, для проповеди Евангелия всему миру не было бы лучше, чтоб об имени Иисуса знало как можно больше людей? Да и сам Иисус говорил: «И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Мф 5, 15). И, наверное, каждый проповедник Царства Небесного хочет, чтоб его услышало как можно больше людей, не ради собственной славы конечно, но ради Слова Истины, которое он провозглашает.
Конечно, дело вовсе не в личной славе, а проповедь Истины, безусловно, должна быть услышана. Может быть, Иисус, запрещая говорить о себе, просто не хотел, чтоб Его слово увязло в ненужных словопрениях с фарисеями или саддукеями, которые постоянно требовали знамений и доказательств? Чтобы высшая цель, ради которой Он пришел, растворилась в массе тех благих деяний, которых ждали от Него толпы?
Пророк говорит: «не воспрекословит» - иначе «не будет спорить», ибо истина рождается вовсе не в спорах – она приходит свыше и открывается тому, кто жаждет ее принять, чье сердце открыто на Бога и Его волю.
Пророк говорит: «не возопиет» - архаичное слово, означающее просто-напросто «не будет кричать», потому что Царство Небесное проповедуется не криками, а любовью, не громкими воплями, а делами милосердия.
«Никто не услышит на улицах голоса Его» - Слово Истины должно достичь ушей и сердец тех, кто его примет и принесет желанный плод, а не растворится в суете, среди уличного гомона, среди множества голосов множества проповедников, каждый из которых защищает правоту своего учения и далек от того, чтоб в смирении принять высшую Истину.
Мы можем объяснить такую скромность личным смирением. Праведник не должен заниматься саморекламой, не должен желать привлечь к своей персоне больше внимания, создавать ажиотаж вокруг своего имени. Это приемлемо, если речь идет о самой особе такого праведника, но если речь идет о его миссии, что тогда? Разве для дела спасения всего человечества, для проповеди Евангелия всему миру не было бы лучше, чтоб об имени Иисуса знало как можно больше людей? Да и сам Иисус говорил: «И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Мф 5, 15). И, наверное, каждый проповедник Царства Небесного хочет, чтоб его услышало как можно больше людей, не ради собственной славы конечно, но ради Слова Истины, которое он провозглашает.
Конечно, дело вовсе не в личной славе, а проповедь Истины, безусловно, должна быть услышана. Может быть, Иисус, запрещая говорить о себе, просто не хотел, чтоб Его слово увязло в ненужных словопрениях с фарисеями или саддукеями, которые постоянно требовали знамений и доказательств? Чтобы высшая цель, ради которой Он пришел, растворилась в массе тех благих деяний, которых ждали от Него толпы?
Пророк говорит: «не воспрекословит» - иначе «не будет спорить», ибо истина рождается вовсе не в спорах – она приходит свыше и открывается тому, кто жаждет ее принять, чье сердце открыто на Бога и Его волю.
Пророк говорит: «не возопиет» - архаичное слово, означающее просто-напросто «не будет кричать», потому что Царство Небесное проповедуется не криками, а любовью, не громкими воплями, а делами милосердия.
«Никто не услышит на улицах голоса Его» - Слово Истины должно достичь ушей и сердец тех, кто его примет и принесет желанный плод, а не растворится в суете, среди уличного гомона, среди множества голосов множества проповедников, каждый из которых защищает правоту своего учения и далек от того, чтоб в смирении принять высшую Истину.
автор: о. Ириней Погорельцев, Украина
8 комментариев:
Слава Иисусу Христу! Мир и добро всем!
«Никто не услышит на улицах голоса Его» - Слово Истины должно достичь ушей и сердец тех, кто его примет и принесет желанный плод, а не растворится в суете, среди уличного гомона, среди множества голосов множества проповедников, каждый из которых защищает правоту своего учения и далек от того, чтоб в смирении принять высшую Истину."
Ваше замечательное размышление, отец Ириней, привело меня к некоторым выводам. Может быть и спорным, не знаю))) Господь и Его Слово приходят к каждому из нас своими путями. К кому то в тишине и покое, а к кому то в громе и молнии, или даже среди шума голосов множества проповедников. Я абсолютно не имею ничего против отцов Церкви, истинных проповедников, святых подвижников и богословов. Их труд очень важен и необходим для Церкви и для всех нас! Но разве не бывает так, что мы предварительно не составив своё мнение о тех или иных событиях, оказываемся под влиянием и давлением чужих мыслей? Слава Богу, если эти мысли истинные, боговдохновенные. А если нет? Как разобраться в том, что есть истина? Да, есть приходская библиотека с литературой по многим вопросам. Вот только такие книги и журналы мало читают. Сильно сложно, сильно"специфически" они написаны! Обычным прихожанам, вроде нас, трудно их читать и понимать, пусть уж авторы не обижаются. Мало литературы для "чайников" ))), литературы "поэтапной" постепенно усложняющейся. Как то, во время изучения Библии в библейском кружке, мы прочитав одну из глав, по привычке стали тут же заглядывать в комментарии в конце. Наш отец настоятель предложил следующее: не заглядывать в конец книги, а попробовать рассказать "своими словами" то, к каким выводам мы пришли, попробовать взглянуть на всё "изнутри" как будто мы являемся кем то из действующих лиц описываемых событий. Скажете, что рискованно, даже нахально)))? Скажете,что мало ли что мы могли наговорить и навоображать? Возможно. Но это было очень интересно! Библия словно ожила и по-новому предстала перед нами. Кроме того, мы были с отцом-священником, который бы не дал нам впасть в ересь)))Мне очень понравились слова Хильдегарды о том, что она любит Библию за голую правду. Может следует иногда всё таки пытаться разобраться, что же я сам думаю о том, что прочитал в Библии? Какие делаю выводы? Нам часто, и очень категорично,советуют и говорят, что одно в ней правильно, другое непонятно, а третье, вообще "аллегория". Возможно, истина рождается и не в спорах))) Возможно... Вероятно, просто очень хочется, чтобы это Слово Истины приходило свыше и открывалось каждому из нас в своей первоначальной ИСТИННОСТИ. Библия "живая" и полная голой правды. А уже после можно заглянуть в компетентный "комментарий" и получить подтверждение или опровержение своим выводам.Спасибо, отец Ириней за Ваше размышление,за Слово Истины, в котором нет давления категоричности. С Богом!
Наша проблема в том, что мы панически боимся «впасть в ересь», и из-за этого отказываемся думать и искать, ждем, что Церковь все нам разложит по полочкам и предоставит готовые и ортодоксальные ответы. Откуда это? Генетически заложенный страх перед инквизицией? Мне всегда нравились ранние Отцы Церкви (а прежде всего св. Ириней) именно за то, что они не боялись искать. Конечно, от ошибок никто не застрахован, но ошибка становится ересью только тогда, когда становится предметом веры.
Спасибо, отец Ириней, очень интересно и заставляет задуматься.
Мне кажется, Иисус запрещал говорить не всем (см. Мк, 5, 18-19), а лишь тем, кто пережив исцеление, не пережил обращения - духовного преображения. О чем они будут возвещать, если Иисус для них остался очередным целителем, у которого это просто немного лучше получается? Периоду возвещения обязательно предшествует период молчания, осознания того, что сотворил с тобой Господь. Проповедник должен вызреть. Иначе его проповедь Царствия становится навязчивой и агрессивной рекламой и саморекламой. А люди, глядя на таких проповедников, делают свои выводы о христианстве, как о поверхностном, агрессивном и мелком, и уходят искать глубины у буддистов и ведистов. Лучше молчать, чем возвещать таким образом - меньше вреда.
Спор спору рознь. Мы просто спорить не умеем и превращаем спор в драку))). Спор - это выяснение и уточнение позиций. Вы говорите свою точку зрения, я - свою. Если мы сразу не поставим друг другу неблагоприятный диагноз, если собеседник вызывает у нас доброжелательный интерес, если мы хотим увидеть жизнь с позиций его жизненного опыта и обретенных им знаний - такой спор обогащает взаимно, позволяет увидеть свои заблуждения и его достоинства. Но чтобы получился спор, а не драка, приходится отказаться от своей категоричной правоты, своего исключительного права на истину.
Вот. Это моя позиция там, где я согласилась "с уточнением". А вообще-то размышление очень информативное, насыщенное и интересное, спасибо.
Мир и добро Доминиканцу! Откуда страх самостоятельного поиска истины? Вероятно, от нашей боязни "потерять лицо" Боимся, вдруг не поймут, осудят, засмеют, сочтут не совсем нормальным, или наоборот, чересчур умным "выскочкой"))) Однажды, я пожаловалась отцу настоятелю на то, что не вижу никакой реакции прихожан на нашу приходскую газету. Он внимательно меня выслушал и спросил о том, что же для меня главнее? Мнение людей, или мнение Бога? Зачем я пишу для газеты, чтобы слышать людское одобрение, или порицание, или для Него, чтобы Он "прочитал"? Получается, что мы больше боимся ходить пред людскими глазами, чем перед Божьими?Боимся думать и искать, чтобы не сказали про нас, что мы "немножечко того"))) Мы создаём сами для себя "инквизицию" и потом её же боимся! Я очень благодарна этому блогу, и мне очень нравится то, что здесь, мы, пишущие комментарии,думаю, что и читающие тоже, понемногу становимся смелее, избавляемся от своей боязни "потерять лицо" и это очень замечательно! Мы читаем размышления и комментарии и даже споря, вместе ищем истину. Хильдегарда права. Спор спору рознь. Несколько таких доброжелательных и цивилизованных споров были очень для меня важны и очень много мне дали в духовном плане. Думаю, что не мне одной. Сейчас мы едем в лагерь на неделю. Будут встречи, беседы, споры, будет замечательное духовное общение.Вот только я уже думаю о том, что в блог не смогу заглянуть за это время))) и мне его не будет хватать. С Богом!
Мир и добро Хильдегарде! Я очень благодарна Вам, дорогая Хильдегарда, за наш обмен мнениями и наши доброжелательные и цивилизованные споры. Такое общение очень много дало мне в духовном плане. Спасибо Вам! Уезжаю в лагерь на неделю,и блог отдохнёт от Татьяны из Арсеньева. Но вернусь обязательно ))) чтобы продолжить общение со всеми вами! Спасибо! С Богом!
Удачной недели и плодотворного общения Вам, Татьяна, и всем нам, здесь оставшимся.
...отказываемся думать и искать, ждем, что Церковь все нам разложит по полочкам и предоставит готовые и ортодоксальные ответы. Откуда это?
Я мучилась несколько часов и всё-таки ляпну)). Мне кажется, это от примитивно понимаемого смирения. Нет, костры тоже отбили желание высовываться. Но костры пылали несколько столетий, а несколько тысячелетий мы учимся не "воспрекословить". "Кто я такой, чтобы мне идти?", - смиренно спрашиваем мы - всего лишь малое стадо, ведомое своими пастухами. В тандеме пастух-агнец тон задает пастух, овца, если хочет выжить, послушно следует за пастухом и вопросов лишних не задает. А если овца начинает думать и, ужас, задавать неудобные вопросы - это гордыня. Похоже,это наследие средневековья, когда духовная иерархия зачастую сводилась лишь к подчеркнуто вассальным отношениям в церкви.
И еще одно еретичное соображение. В восточном обряде царские врата символизируют узкий путь и тесные врата, куда не каждый войдет. Но для меня это выглядело как символ того, что миряне туда не войдут никогда, только духовенство.
Наша пониженная самоценка взращивалась в нас веками. Это не упрек современному духовенству, это ваше наследие, которое приходится лечить. Но точно также это не может быть упеком и нам - наша активность стала приветствоваться настолько недавно, что просто смешно ждать от нас каких-то быстрых изменений.
Мне так кажется. Но я с удовольствием готова подумать над этим еще, вместе с доминиканцами и всем нашим блогом))).
Девочки, Вы забылись, это не форум для общения и споров. И не та Истина, которую нужно добывать в споре. Ни споров, ни тем более драк здесь не должно быть. В центре Слово Бога для меня, мои размышления. Диалог пусть будет по эл.почте - междусобойчик. Вас стало слишком много-"лучше молчать, чем возвещать таким образом"- ваша мысль хорошая, так следуйте ей. С молитвой.
Отправить комментарий