Быт 27, 1-5. 15-29
Пс 135
Мф 9, 14-17
Молодое вино, о котором говорит Иисус в сегодняшнем фрагменте Евангелия – это Его учение. Учение, полное силы благодати Божией, способное разрывать сердца и умыслы, и потому совершенно неприемлемое для людей «старой» т.е. ветхозаветной формации. Им более по вкусу старое вино – Закон Моисеев, религия Ветхого Завета, со всеми ее благочестивыми традициями, ритуальными предписаниями касательно постов, омовений, суббот и всего прочего. Даже ученики Иоанна относятся к ветхозаветной традиции и потому не понимают, почему Иисус научает своих учеников любить, прощать, быть милосердными, а не тому, что, по их мнению, является основой религии – соблюдать пост!
К сожалению, эта проблема актуальна и в наши дни. Многие из нас уверены, что наиважнейшим в нашей духовной жизни является соблюдение тех или иных религиозных традиций, предписаний, а иногда это даже народные традиции, воспринятые со временем как религиозные. А где любовь и милосердие? Конечно, о предписаниях также не следует забывать, ведь они даны для нашего блага. Следовать им нужно осознанно, понимая их значение, а не просто потому, что «так всегда было». Но, так или иначе, зацикливание исключительно на предписаниях – уводит нас далеко от истины. Так мы становимся «ветхими мехами», не способными принять Божью благодать, зовущую нас к свершениям настоящих духовных подвигов.
На первый взгляд, то, что проделывают Иаков со своею матерью – рассказ, с которым мы познакомились в первом чтении, - это преступление. Они, весьма коварно обманывают бедного слепого старца-отца, и фактически выкрадывают его благословение. Но этот рассказ также полон символики. Может быть, в особах Исава и Иакова мы тоже увидим образы ветхого и нового мехов? Исав, наверняка не самый лучший представитель человека живущего традицией, но он послушен отцу и живет, исполняя его волю. Он уверен, что благословение и связанные с ним Божьи дары, принадлежат ему по праву рождения, по первородству, которое он совсем не ценил. Иаков – человек благодати, он, хотя и преступным способом, доказывает, что благословение принадлежит тому, кто его заслуживает, кто готов ради него на риск. Не зря Иисус говорит: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф 11,12).
Пс 135
Мф 9, 14-17
Молодое вино, о котором говорит Иисус в сегодняшнем фрагменте Евангелия – это Его учение. Учение, полное силы благодати Божией, способное разрывать сердца и умыслы, и потому совершенно неприемлемое для людей «старой» т.е. ветхозаветной формации. Им более по вкусу старое вино – Закон Моисеев, религия Ветхого Завета, со всеми ее благочестивыми традициями, ритуальными предписаниями касательно постов, омовений, суббот и всего прочего. Даже ученики Иоанна относятся к ветхозаветной традиции и потому не понимают, почему Иисус научает своих учеников любить, прощать, быть милосердными, а не тому, что, по их мнению, является основой религии – соблюдать пост!
К сожалению, эта проблема актуальна и в наши дни. Многие из нас уверены, что наиважнейшим в нашей духовной жизни является соблюдение тех или иных религиозных традиций, предписаний, а иногда это даже народные традиции, воспринятые со временем как религиозные. А где любовь и милосердие? Конечно, о предписаниях также не следует забывать, ведь они даны для нашего блага. Следовать им нужно осознанно, понимая их значение, а не просто потому, что «так всегда было». Но, так или иначе, зацикливание исключительно на предписаниях – уводит нас далеко от истины. Так мы становимся «ветхими мехами», не способными принять Божью благодать, зовущую нас к свершениям настоящих духовных подвигов.
На первый взгляд, то, что проделывают Иаков со своею матерью – рассказ, с которым мы познакомились в первом чтении, - это преступление. Они, весьма коварно обманывают бедного слепого старца-отца, и фактически выкрадывают его благословение. Но этот рассказ также полон символики. Может быть, в особах Исава и Иакова мы тоже увидим образы ветхого и нового мехов? Исав, наверняка не самый лучший представитель человека живущего традицией, но он послушен отцу и живет, исполняя его волю. Он уверен, что благословение и связанные с ним Божьи дары, принадлежат ему по праву рождения, по первородству, которое он совсем не ценил. Иаков – человек благодати, он, хотя и преступным способом, доказывает, что благословение принадлежит тому, кто его заслуживает, кто готов ради него на риск. Не зря Иисус говорит: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф 11,12).
Автор: о.Ириней Погорельцев OP
16 комментариев:
Слава Иисусу Христу! Мир и добро всем!
"Иаков – человек благодати, он, хотя и преступным способом, доказывает, что благословение принадлежит тому, кто его заслуживает, кто готов ради него на риск."- я правильно поняла, отец Ириней, что Вы одобряете принцип "цель оправдывает средства"? Мне всегда в этой истории было жаль Исава. Да, он из за голода пренебрёг первородством-это плохо."Вот, я умираю, что мне в этом первородстве" Но ведь и у Иакова тоже хватило совести и хитрости РОДНОМУ брату предложить продать своё первородство! Как то, не особенно восхищают меня такие методы приобретения благословений. «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф 11,12).- думаю, что Царство Небесное берётся силою добра, добрых намерений и добрых дел, силой любви, но никак не силой хитрости и коварства.Спасибо, отец Ириней, за интересное размышление. С Богом!
То, что произошло с Исавом и Иаковом – произошло по Божьей воле: «как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел» (Рим 9,13), а то, что Божья воля осуществилась таким аморальным способом – загадка (коих в Библии множество!). Цель не оправдывает средства, но иногда воля Божья ведет нас к цели весьма спорными путями. Главная мысль этой истории, по-моему, в том, что благодать не наследуют по праву рождения, ее получает тот, кто ее достоин, тот в ком она может действительно возрасти и принести плоды.
Мир и добро Доминиканцу (Доминиканцам?)! Да, в этой сложной истории Господь говорит о том, что Он возненавидел Исава. Воля Божия кого то любить , а кого то ненавидеть! Но не упоминается про то, что это Он , Господь,Своей волей, научил, вдохновил, и подтолкнул Иакова к "решительным" действиям путём подкупа и обмана получить первородство. Господь нигде не говорит Иакову: "Иди, и путём обмана получили первородство и благословение, а как это сделать, Я тебя научу!" Получается,по Вашему мнению, что тот кто достоин благодати, или кто то, очень уверенный в том, что он , как никто другой на свете её достоин!!!, любой свой аморальный поступок может оправдать волей Бога? Этот претендент на благодать(на цель) может оправдать любые свои сомнительные действия (средства её получения) тайными,загадочными, сложными, и спорными Божьими путями? "Это не я, это мне Господь сказал. Ну, или я сам решил, что это Он сказал, сделать. Это была Его воля!" Как и каким образом, в таких ситуациях мы, люди, можем определять и утверждать(со стопроцентной уверенностью), была ли Господня воля, или всё таки не была? С Богом!
То, что мы славим Деву Марию, не означает, что мы одобряем любую внебрачную беременность, правда? И чтобы стать отцом многочисленного народа, не стоит пытаться убить своего сына. И родных не надо бросать по своей личной прихоти. Думаю, отец Ириней хотел подчеркнуть нам, что мало одного только исполнения моральных норм, иначе мы остановимся в своем развитии, как фарисеи или как здесь Исав, и будем мехами ветхими, а хотим ли мы этого? Однажды Бог спросит у нас, что нам дороже: принципы или Его Воля. И тогда придется выбирать, и придется сделать то, что мир не сможет отличить от греха. Может, Исаак был всегда таким беспринципным, а может он не испугался потерять лицо, причем потерял он своё лицо навеки. Про Деву Марию тоже много могли судачить соседки, и продолжает судачить наш секуляризованный мир. Был ли Исаак постоянно таким лживым, откуда можем судить? Вообще-то Бог не общается с теми, кто сознательно упорствует в грехе.
Закон исполнять надо. Всеми силами надо стремиться исполнять Закон. Но ради чего? Чтобы быть чистым и безукоризненным, или чтобы быть как можно ближе к Богу? Если ради Бога, то во-первых мы перестанем осуждать тех, кто "нечист" в наших глазах просто потому, что нам трудно понять их истинные мотивы, а во-вторых мы сможем почувствовать в момент таких очень острых выборов - зовет нас Бог вглубь, или это наша прихоть тянет нас вдаль от Него.
P.s. Прошу прощения за описку, тоже ведь кому-то может резать глаз и провоцировать на осуждение, сделала это неосознанно, но, наверное, неслучайно. Прошу читать Иаков там, где написано Исаак.
Ну, и заодно: есть вещи регулярные, которым надо верно следовать, а есть моменты экстраординарные, где обычная логика не срабатывает. Они крайне редки, и судя по Библии, приходят к тем, кто уже умеет их определить.
Татьяна, а как Вы относитесь к словам Иисуса: «И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде. И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители» (Лк 16, 8-9)? Я думаю, Вы бы совсем не похвалили неверного управителя. Для меня тоже всегда было загадкой, почему его господин это сделал, фактически дав ему себя обокрасть.
Многие приходят к святости через грех, как евангельские мытари и блудницы, а многие «праведники» как фарисеи постоянно пребывают в своей «праведности», которая с истинной святостью не имеет ничего общего. Что касается наших аморальных (как нам кажется) поступков – все откроется по их плодам. Если аморальность одного в конечном итоге приведет его к святости, а «праведность» другого – к падению, или еще хуже – к убеждению в своем заблуждении – судите сами, где была Божья воля. Конечно, есть такие люди, которые оправдывают свои поступки «волей Божьей», но знаю и таких которые, боясь согрешить, молчат там, где нужно говорить и бездействую там, где нужно действовать решительно.
И еще нечто важное: Вы путаете уровни Библии и нашей жизни, т.е. из попыток пояснить Святое Писание делаете моментальные выводы касательно поступков в жизни. Если как нам кажется, герои Библии поступают аморально – значит, чаще всего, мы имеем дело с аллегорией.
А разве Иаков подло поступил с Исавом? Разве он его обманул? Он был честен с ним, они заключили сделку. "Продать свое первородство за чечевичную похлебку" - мое любимое выражение. Очень похоже на то, как я иногда меняю Божью благодать на грех. Исав настолько не ценил благодать, данную ему от рождения, что променял ее ни на что... Соответственно, потерял. В конечном итоге, благодать получает тот, кто хочет ее получить и стремится к этому.
Я вообще не вижу ничего аморального в этом поступке. Первородство Исава принадлежало Иакову после сделки. Он и должен был получить благословение. И он сделал это тихо, не открывая истины отцу. Для Исаака он навсегда остался обманщиком, но Иаков даже тогда не сказал ему, что благословение Исаака для Исава не стоит больше тарелки супа.
Всё-таки сделка была с душком, и назвать ее честной - кривить душой. Христианин просто бы накормил, тем более ближнего, безо всяких условий, поэтому подобные сделки нам не приемлемы, даже если были бы заключены по всем правовым нормам. Но не надо забывать, что речь идет о людях, которых Бог только-только выводит из язычества, которые живут в языческом мире по его порядкам, где хитрость - доблесть и показатель ума. Если рассматривать уровень исторический - то это вполне может быть неприкрытой и неприглядной правдой, а не только аллегорией, за это тоже люблю Библию - за голую правду. Может нашим потомкам тоже будут казаться дикими некоторые элементы нашей жизни, кажущиеся нам совершенно нормальными. Сделки, например ))). Но Бог же и с нами общается.
Так Исав и Иаков не были христианами.
А Вы, Mazillka?
Мир и добро Доминиканцу! Извините, что отвечаю так поздно, только что обнаружила Ваш вопрос, а на заданные вопросы отвечать надо. Да, я тоже бы не похвалила неверного управителя. Всё таки у меня свобода выбора,дарованная Богом, которая у всех нас есть, и я могу возражать и не соглашаться с чем либо))) Почему его господин это сделал? Вероятно, он оценил его изобретательность и умение находить выход из трудных ситуаций? Да, многие святые были в прошлом "совсем не святыми". Франциск Ассизский тоже не исключение. Вот только они осознавали свою греховность, раскаивались в ней, и боролись с нею, что и итоге и помогало им становится святыми. Их к святости вела вовсе не аморальность, а беспощадная борьба с этой самой аморальностью! А по Вашему, получается аморальность, но во славу Божию, равна святости? Святые часто считали себя самыми последними грешниками и совершали великие дела во славу Божию, а "праведники-фарисеи" всегда были убеждены в собственной непогрешимости и часто несли зло, но тоже во славу Божию. Где была Божия воля, а где думали, что она была? Всё откроется по плодам
Возможно, я по Вашему мнению что то путаю в уровнях Библии и нашей жизни? Вероятно, и с этим я не буду с Вами спорить. Скорее всего, это потому, что я никогда не относилась к Библии, как к какой то абстрактной книге и всегда считала и продолжаю считать, что эта книга должна быть "живая" она должна отвечать на вопросы нашей жизни. Через неё Господь говорит с нами. Да, иногда сложно и трудно понимать, но она всё таки создана для нас и мы карабкаемся на её уровень и пытаемся всё таки соотнести ей с нашей жизнью. Библия для нас и для нашей жизни. И не фарисейством было бы (во всяком случае с моей стороны) смотреть на всё как на аллегорию? Скажете: "Не судите..." Не сужу, но это не значит что всё одобряю и со всем соглашаюсь и молчу из-за боязни согрешить. Спасибо за очень интересный разговор и дискуссию. С Богом!
А что я... Про меня в книге Бытия ничего не написано :)
Ну, имя такое там найти, конечно, трудно, а себя - вполне )))
Про меня много в Новом Завете написано, в Ветхом ничего. Но мы здесь не мою личность обсуждаем...
А Вы ближний - молодое вино)))
Но Вы правы, Mazillka, пора отсюда уходить. Было приятно с Вами встретиться, спасибо.
Отправить комментарий