Св. Матфей, Апостол и Евангелист
Еф 4, 1-7. 11-13
Пс 19
Мф 9, 9-13
Нам, современным людям, бывает трудно представить себе, кем в действительности были мытари времен Иисуса и почему их постоянно отождествляли с грешниками. В наше время налоговых инспекторов тоже никто не любит, но вряд ли с ними можно сравнить сборщиков податей евангельских времен.
Какого рода людей принимали на такую службу? Людей, которым незнакомо милосердие, таких, кого не могли бы разжалобить плачь сирот и слезы вдов. Но ведь не от рождения их сердца были каменными. Такими их делало окружение – общество, которое их отвергло, а они, пользуясь своим служебным положением – мстили обществу. Наверняка таких людей по разным причинам ненавидели еще перед тем, как они приходили на эту работу, а потом – ненавидели еще больше. И не только за сотрудничество с оккупантами, ведь собирая подати для римлян, они не упускали случай наполнить и собственные карманы. Неизвестно, каким образом Матфей попал на эту службу, но наверняка – праведником до этого он не был…
Но, что отличало мытарей от фарисеев, так это осознание ими собственной грешности. Если фарисеи, ослепленные своею «праведностью», не видели главного греха, съедающего их души – гордыни, то мытари знали свои грехи, но, к большому сожалению, ничего не могли с ними поделать – трудно выйти из системы, винтиком которой ты являешься. Их презирали, от них отворачивались, с ними даже старались не разговаривать. Если бы какой-нибудь мытарь решил порвать со своей грешной жизнью – остался бы совершенно один, без средств к существованию, поскольку «праведники» никогда бы не приняли его в свое общество. Может быть, только это обстоятельство и удерживало их от обращения и перемены жизни.
Разделяя трапезу с мытарями, Иисус нарушает принятое в обществе правило. Таков первый шаг Божьего врачевания – принять грешника как человека, не указывать на его прегрешения, а просто пообщаться с ним. Позволить ему раскрыть свою душу, ведь довериться он может только тому, кто не отворачивается от него. Только так система может дать сбой.
Среди учеников Иисуса мы можем увидеть разных людей: здесь и мытарь Матфей, и фарисей Павел. Не важно, кто ты или кем ты был. Кто тебя воспитал, и каким сделало тебя окружение. Иисус, призывая нас к обращению, делает из нас новое творение. И, конечно, не сразу мы расстаемся с грешным прошлым и становимся святыми. Прошлое может преследовать нас, а будущее Царство – выглядеть призрачно и нереально. Главное понимать смысл и цель нашего призвания – знать, что призваны мы «на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова».
Еф 4, 1-7. 11-13
Пс 19
Мф 9, 9-13
Нам, современным людям, бывает трудно представить себе, кем в действительности были мытари времен Иисуса и почему их постоянно отождествляли с грешниками. В наше время налоговых инспекторов тоже никто не любит, но вряд ли с ними можно сравнить сборщиков податей евангельских времен.
Какого рода людей принимали на такую службу? Людей, которым незнакомо милосердие, таких, кого не могли бы разжалобить плачь сирот и слезы вдов. Но ведь не от рождения их сердца были каменными. Такими их делало окружение – общество, которое их отвергло, а они, пользуясь своим служебным положением – мстили обществу. Наверняка таких людей по разным причинам ненавидели еще перед тем, как они приходили на эту работу, а потом – ненавидели еще больше. И не только за сотрудничество с оккупантами, ведь собирая подати для римлян, они не упускали случай наполнить и собственные карманы. Неизвестно, каким образом Матфей попал на эту службу, но наверняка – праведником до этого он не был…
Но, что отличало мытарей от фарисеев, так это осознание ими собственной грешности. Если фарисеи, ослепленные своею «праведностью», не видели главного греха, съедающего их души – гордыни, то мытари знали свои грехи, но, к большому сожалению, ничего не могли с ними поделать – трудно выйти из системы, винтиком которой ты являешься. Их презирали, от них отворачивались, с ними даже старались не разговаривать. Если бы какой-нибудь мытарь решил порвать со своей грешной жизнью – остался бы совершенно один, без средств к существованию, поскольку «праведники» никогда бы не приняли его в свое общество. Может быть, только это обстоятельство и удерживало их от обращения и перемены жизни.
Разделяя трапезу с мытарями, Иисус нарушает принятое в обществе правило. Таков первый шаг Божьего врачевания – принять грешника как человека, не указывать на его прегрешения, а просто пообщаться с ним. Позволить ему раскрыть свою душу, ведь довериться он может только тому, кто не отворачивается от него. Только так система может дать сбой.
Среди учеников Иисуса мы можем увидеть разных людей: здесь и мытарь Матфей, и фарисей Павел. Не важно, кто ты или кем ты был. Кто тебя воспитал, и каким сделало тебя окружение. Иисус, призывая нас к обращению, делает из нас новое творение. И, конечно, не сразу мы расстаемся с грешным прошлым и становимся святыми. Прошлое может преследовать нас, а будущее Царство – выглядеть призрачно и нереально. Главное понимать смысл и цель нашего призвания – знать, что призваны мы «на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова».
Автор: о. Ириней Погорельцев, ОР
5 комментариев:
Действительно трудно выйти из системы. Может потому, что выход всегда вне этой системы, изнутри его не видно. Всегда кто-то извне протягивает тебе руку. Люди или Сам Господь Бог.
Но вот система дает сбой, и дальше зависит от твоего желания и усилий отсюда выбраться. Если желание будет сильным, а усилия непрерывными - Господь будет помогать, но только помогать, а не тянуть постоянно.
Мне всё же трудно сравнить наш путь с бегом на ристалище: там конкуренция, каждый сам за себя, похоже я опять что-то недопонимаю у св.Павла))), сегодняшний отрывок совершенно о другом пути. Научиться смотреть, видеть и протягивать руку помощи, "снисходя друг ко другу любовью", а не из долга, потому что "милости хочу, а не жертвы".
А сегодняшний псалом вообще потрясающий:
Небеса проповедуют славу Божию,
и о делах рук Его вещает твердь.
День дню передаёт речь,
и ночь ночи открывает знание.
Слава Иисусу Христу! Мир и добро всем!
"Не важно, кто ты или кем ты был. Кто тебя воспитал, и каким сделало тебя окружение.Иисус, призывая нас к обращению, делает из нас новое творение." - спасибо за эти слова, отец Ириней! Они очередное подтверждение того, Бог призывает нас и приводит в Церковь!И Он не создаёт особых привилегий ни для кого и не требует "справки о былой непогрешимости"! Такая внутренняя установка на то, что "неважно, кто ты или кем ты был, неважно из какой ты семьи, и с какими корнями" очень помогает мне спокойно и уравновешенно реагировать на вопрос, в котором часто, почти что звучит обвинение: "Как же ты, русская...??? и могла принять католичество?!" Бог позвал, Бог привёл, и Бог выбрал! Спасибо за замечательное размышление, отец Ириней! С Богом!
Спасибо. Неужели Матфей был действительно настолько бессердечным, чтобы обманывать сироту и вдову? Думаю, Господь видел его сердце, оно как будто жаждало Его приглашения. Матфею достаточно было двух слов, чтобы оставить всё и пойти за Иисусом, и он стал апостолом. А Закхей тоже был мытарем, и даже влез на дерево, чтобы увидеть Господа, но апостолом так и не стал. Одинаковая реакция на Христа, оба пригласили на пир, оба собрали народ-мытарей и грешников, но Матфей стал апостолом. Интересно, что из четырёх Евангелистов, только Матфей пишет об убийстве младенцев во времена Ирода. Значит его этот факт глубоко тронул. Все-таки было в его сердце что-то любящее, нежное, милосердное. Часто за маской холодности и равнодушия, особенно в высоких чинах, скрывается ранимая и раненая душа, бывает очень даже добрая. И Господь может призвать и вылечить, и сделать нечто...как с Матфеем. С Богом.
Иисус вводит в число Своих апостолов презираемого всеми грешника, который должен стать одним из двенадцати столпов Церкви. Этот смелый поступок мог быть непонятым Его учениками. Мало того, что Он позвал грешника как апостола, Он разделяет с ним трапезу!. Но Господь видит глубоко и далеко. Он отвечает: "не здоровые имеют нужду во враче, но больные». Господь приходит к людям с дурной репутацией, чтобы помочь. Как врач душ наших, как скорая помощь – к самым тяжело больным.
Но, способны ли мы на такие поступки? Свободны ли от чужого мнения, от того «что скажут все»? Однажды я шла мимо православной церкви в другом городе и увидела инвалида, который сидел там постоянно. Раньше я просто бросала деньги и проходила мимо. Но теперь, зная, что в городе есть приют, остановилась и заговорила с ним... Я не чувствовала косых взглядов за спиной, в тот момент мне было все равно... Потому что мне очень хотелось помочь этому человеку. Он рассказал о своей жизни, а я дала ему адрес приюта, где он сможет получить помощь. Когда мы попрощались, я шла и думала:"Почему я столько времени не смогла заговорить с этим человеком, которому очень нужна помощь?" Потому что зависима от мнения других, что они скажут? Но Иисус через меня все таки протянул руку помощи этому человеку, Он дал мне смелость.
Господи, я прошу, чтобы мои глаза были открыты тем вещам, которые я прежде не могла увидеть и понять. Помоги мне быть доброй на словах и щедрой в делах! Аминь.
Представляется, что есть какой-то скрытй параллелизм призвания Матфея и сюжета о бревне в своём глазу и соломинке в чужом. Наверное, у "соломинка" у Матфея была ого-го какая, но Господь увидел не это, а то светлое, что разгорелось и сделало мытаря апостолом.Эта "искра Божия" есть в каждом, надо только учиться смотреть.В себе тоже надо её видеть, и это совсем не так просто, как кажется. Стараясь быть скромным, смиренным, часто начинаешь воспитывать в себе некое недостоинство, сознание бесповоротной (принципиально!) грешности, и в этом можно даже найти некоторые бонусы. "Искра"-то своего рода аванс, который надо оправдат, а "бревно" служит оправданием типа "вот такое я дерьмо". Так что ещё неизвестно, с чем удобнее. Может, и сознание своей грешности у мытаря Матфея было такого же рода, кто занет...
Когда думаю о том, почему же всё-таки Иисус призвал именно Матфея, то кажется, дело в том, что в нём эта искра уже почти совсем угасла, и это призвание было нужно ему больше, чем кому бы то ни было. Это был его последний шанс, Иисус спасал его таким образом
Отправить комментарий