Зах 2, 1-5. 10-11a
Иер 31
Лк 9, 43b-45
Знакомая ситуация. Ведь очень часто в нашей жизни, а прежде всего в жизни духовной, бывают такие моменты, когда мы что-либо не понимаем, а спросить боимся.
Нет ничего удивительного в том, что многие тайны нашей веры «закрыты» от нашего понимания. Вера сама по себе является тайной, и если кто-либо думает, что ему открылись все загадки веры – обманывает сам себя, а очень часто и других – стараясь объяснить им эти загадки. Вера не должна быть «слепой», и каждый разумный человек натурально стремится понять то необъяснимое, что происходит в его душе.
«Fides quaerens intellectum» (вера ищет разумения) – говорил св. Ансельм Кентерберийский. И что бы там ни утверждали идеологи атеизма, противопоставляя веру разуму, и, утверждая, что разумный человек по природе своей не может быть верующим, верующие, с древнейших времен старались постичь непостижимое, сделать доступным разуму, то, что скрыто в тайне веры.
Много всего непонятного находим в Святом Писании, как в Новом Завете, так – еще больше - в Ветхом. И хотя на протяжении веков были написаны многие тома библейских комментариев – исследователи постоянно открывают новые понимание тех или иных трудных фрагментов. Где искать такие комментарии, и кто нам скажет, действительно ли они правдивы?
Часто тайной для нас является наша собственная жизнь – внутренняя, духовная жизнь, процессы, которые заставляют нас переживать, страдать, любить… К кому обратиться за разъяснением? К духовному наставнику или к психологу?
Окружающий мир тоже полон загадок. И мы подходим к ним не как материалисты, а как верующие – пытаемся постичь Творца через Его творение, пытаемся распознать «знамения времен» в тех процессах, происходящих в мире, на которые неверующие вообще не обращают внимания, зато свои разгадки в большом ассортименте предлагают астрологи.
В каждом из нас множество вопросов! Но вот задать их мы очень часто боимся. Может быть потому, что стесняемся – чтоб нас не посчитали простецами, задающими глупые вопросы. Но чаще всего, мы просто не знаем к кому можно обратиться, чтоб получить действительно компетентный ответ. В первую очередь обращаемся к священнику – думаем, что он все знает. Но семинарское образование довольно сжато и далеко не всеобъемлюще. Если священник сам не развивается – остается некомпетентным во многих вопросах, интересующих верных. Хорошо, если священник признает это и все-таки старается найти пояснение, но очень часто, на наши трудные вопросы мы слышим ответ – «тебе не нужно этого знать».
Но очень часто мы боимся задавать вопросы даже самим себе! Иногда такие вопросы кажутся нам опасными – ведь они могут поколебать основы нашей веры – той веры, к которой мы привыкли, которую мы якобы «понимаем». Разве вера должна быть слепой? Сильной может быть только осознанная вера.
Иер 31
Лк 9, 43b-45
Знакомая ситуация. Ведь очень часто в нашей жизни, а прежде всего в жизни духовной, бывают такие моменты, когда мы что-либо не понимаем, а спросить боимся.
Нет ничего удивительного в том, что многие тайны нашей веры «закрыты» от нашего понимания. Вера сама по себе является тайной, и если кто-либо думает, что ему открылись все загадки веры – обманывает сам себя, а очень часто и других – стараясь объяснить им эти загадки. Вера не должна быть «слепой», и каждый разумный человек натурально стремится понять то необъяснимое, что происходит в его душе.
«Fides quaerens intellectum» (вера ищет разумения) – говорил св. Ансельм Кентерберийский. И что бы там ни утверждали идеологи атеизма, противопоставляя веру разуму, и, утверждая, что разумный человек по природе своей не может быть верующим, верующие, с древнейших времен старались постичь непостижимое, сделать доступным разуму, то, что скрыто в тайне веры.
Много всего непонятного находим в Святом Писании, как в Новом Завете, так – еще больше - в Ветхом. И хотя на протяжении веков были написаны многие тома библейских комментариев – исследователи постоянно открывают новые понимание тех или иных трудных фрагментов. Где искать такие комментарии, и кто нам скажет, действительно ли они правдивы?
Часто тайной для нас является наша собственная жизнь – внутренняя, духовная жизнь, процессы, которые заставляют нас переживать, страдать, любить… К кому обратиться за разъяснением? К духовному наставнику или к психологу?
Окружающий мир тоже полон загадок. И мы подходим к ним не как материалисты, а как верующие – пытаемся постичь Творца через Его творение, пытаемся распознать «знамения времен» в тех процессах, происходящих в мире, на которые неверующие вообще не обращают внимания, зато свои разгадки в большом ассортименте предлагают астрологи.
В каждом из нас множество вопросов! Но вот задать их мы очень часто боимся. Может быть потому, что стесняемся – чтоб нас не посчитали простецами, задающими глупые вопросы. Но чаще всего, мы просто не знаем к кому можно обратиться, чтоб получить действительно компетентный ответ. В первую очередь обращаемся к священнику – думаем, что он все знает. Но семинарское образование довольно сжато и далеко не всеобъемлюще. Если священник сам не развивается – остается некомпетентным во многих вопросах, интересующих верных. Хорошо, если священник признает это и все-таки старается найти пояснение, но очень часто, на наши трудные вопросы мы слышим ответ – «тебе не нужно этого знать».
Но очень часто мы боимся задавать вопросы даже самим себе! Иногда такие вопросы кажутся нам опасными – ведь они могут поколебать основы нашей веры – той веры, к которой мы привыкли, которую мы якобы «понимаем». Разве вера должна быть слепой? Сильной может быть только осознанная вера.
Автор: о.Ириней Погорельцев, ОР
4 комментария:
Слава Иисусу Христу! мир и добро всем!
"Вера сама по себе является тайной, и если кто-либо думает, что ему открылись все загадки веры – обманывает сам себя, а очень часто и других – стараясь объяснить им эти загадки." - почему то мне сразу вспомнились времена детства, когда мы с очень любили смотреть детский киножурнал "Хочу всё знать" . "Орешек знаний твёрд! Но всё же, мы не привыкли отступать. Нам расколоть его поможет киножурнал "Хочу всё знать!""))) Чем больше мы пытаемся разгадать загадки нашей веры, тем больше их становится. Кажется, что всё, что нашёл ответ на вопрос, который тебя мучил, но обязательно следом за ним появляется новый вопрос ещё более захватывающий. И не будет конца этому погружению в веру!
Для меня самым поразительным в этом процессе погружения "на глубину" останется постоянное получение доказательств Божьего присутствия и Божьего проведения и в больших и в маленьких событиях моей жизни, да и абсолютно во всём, что нас окружает.Осознанная вера, вероятно, и есть непрерывный процесс получения доказательств одного этапа, и поиск доказательств следующего этапа. И так бесконечно...
А вопросы задавать всё таки надо, и не надо бояться при этом выглядеть "белой вороной". Да и потом, если часто донимать священников разными вопросами, в том числе и теми, которые Вы называете опасными, то тогда вам священникам "волей-неволей" придётся развиваться для того, чтобы быть "в теме" всех этих вопросов, не так ли?))) Спасибо за замечательное размышление, отец Ириней! С Богом!
Не страшно, если ты или тебе объяснят какую-нибудь загадку. Долгожданный, выстраданный, вымученный исканиями ответ - как вкусное пирожное, или как привал после долгого пути. Ты падаешь на траву, раскинув руки, смотришь на бегущие облака и наслаждаешься вдруг охватившим покоем: всё встало на свои места. Ну, хотя бы на эти пять минут. А если ответ был преждевременым - это тоже не страшно, ты на него просто не обратишь внимание.
Вопросы должны в тебе быть. Но вопрос должен вызреть, а ответ (совет, образ жизни, манеру поведения, стиль)))) можно только предложить, нельзя продавливать его пальцем в лунку, пусть он станет желанен и сладок.
Они всё равно не могли пока вместить ответ, обрушь они на Него хоть миллион вопросов. Время их ответов еще не пришло, они должны были пройти через свои ошибки, и Он не стал ничего в них продавливать и ни на чем не стал настаивать, хотя многое еще имел сказать.
У человека развивающегося всегда есть много вопросов, на котрые иногда просто необходимо получить ответ! . И действительно: "К кому обратиться за разъяснением? К духовному наставнику или к психологу?"
Мой ответ: если к психологу. то лучше к христианскому. Раньше социальная школа "Каритас" в СПб проводила семинары для таких психологов, но пошли их единицы на всю Россию...
Так куда же можно обратиться, для того, "чтоб получить действительно компетентный ответ. В первую очередь обращаемся к священнику – думаем, что он все знает. Но семинарское образование довольно сжато и далеко не всеобъемлюще".
Так где же и у кого можно получить ответы на иногда "опасные" вопросы?
А почему бы не спросить здесь? Вполне может случиться так, что кто-нибудь из святых отцов и сестер "подхватит мяч". Мне кажется, можно даже спрашивать анонимно, ведь Ваша цель понять, а не унизить, как бывает у "греков".
На католических сайтах можно найти много интересного. На Радио Ватикана и на www.katolic.ru есть разделы "Трудные вопросы".
Священники тоже много знают, пусть даже и не всё, а если что-то не сложилось со своим (бывает и так)- можно спросить у тех, кто приезжает на реколлекции, как правило им интереснее услышать вопросы, чем наше молчание.
Нужно спрашивать у Христа. Упрямо и упорно. Читать Библию - там очень много ответов, только они должны "прорасти" в нас.
Ответ редко приносят сразу и на блюдечке. Но Вам помогут его найти. Это дольше, но полезнее. Надо только позволить себя вести к ответу, позволить ответу стать неожиданным.
Отправить комментарий