суббота, 9 ноября 2013 г.

Храм рукотворный

(Годовщина освящения Латеранской Базилики)

Иез 47, 1-2. 8-9. 12
Пс 46
Ин 2, 13-22

Мало кто из нас когда-либо бывал или побывает в Латеранской Базилике. И наверняка, для каждого из нас милее и роднее тот храм, который мы посещаем регулярно, тот, с которым связаны самые важные события в нашей духовной жизни. Тот, который стал для нас вторым домом, местом душевного спокойствия, убежищем. Мы не знаем тех людей, которые посещают ту далекую Базилику. Для нас братьями и сестрами являются те люди, которых мы видим в нашем храме, которым передаем знак мира во время Мессы. Но мы также прекрасно понимаем, что наша община – не секта, что наша Церковь воистину Католическая – Вселенская, поэтому храм в далеком Риме, который мы никогда не видели, также и для нас – «всех церквей города и мира Матерь и Глава». И сегодня, один из тех праздников, который позволяет нам ощутить это единство.

Однако кто-нибудь может сказать, что праздник освящения, какого бы то ни было храма – праздник храма рукотворного, творения рук человеческих. Не идолопоклонство ли это? Ведь мы знаем, что Церковь Христова – духовная действительность, и все мы являемся этим Храмом (как и св. Павел учит 1Кор 3,17).

Что холодные камни могут сказать нам о духовном мире? О любви, о милосердии? Конечно, рукотворный храм – символ Нерукотворного, но стоит ли уделять столько внимания символу? Разве Бога не следует славить на каждом месте – в духе и истине (Ин 4,21), а не в каком бы то ни было храме?

Свято ли здание храма само по себе, или это просто место, где верные могут собраться, чтобы вместе совершать богослужение, освящая его своим присутствием и молитвами?

Немецкий философ Фридрих Вильгельм Шеллинг изрек некогда фразу, ставшую крылатой: архитектура – застывшая музыка. Если речь идет о сакральной архитектуре, то смело можно сказать, что и архитектура храма и его убранство – одновременно и застывшая проповедь и застывшая молитва, которая, не смотря на свое безмолвие – назидает и взывает к Господу.

Поэтому наши храмы не должны быть пустыми коробками с голыми стенами. Каждый образ, фреска, витраж и даже элемент декора должны исполнять свою сакральную функцию – прославлять Господа, припоминать нам истины веры и призывать к молитве. Но, в тоже время, храм это не музей и не картинная галерея, куда мы можем прийти, чтоб восхищаться произведениями искусства. Еще большее значение имеет внешний вид храма – это воистину застывшая проповедь, которая говорит всем и каждому о присутствии на этом месте Славы Божьей: «Бог это не старая сказка, не пережиток темного прошлого, не выдумка неграмотных дикарей, вот – Он здесь, войди и прославь Его имя!»


Автор: о. Ириней Погорельцев, ОР

5 комментариев:

Tatyana комментирует...

"И наверняка, для каждого из нас милее и роднее тот храм, который мы посещаем регулярно, тот, с которым связаны самые важные события в нашей духовной жизни." Спасибо, о. Ириней, за эти слова.. Действительно, есть у каждого из нас тот храм, с которым связаны те или иные события в нашей жизни. Благодарение Богу, у меня таих храмов достаточно, т.к. в каждм городе. в котором я бываю, есть храм, с котрым что-то связано, И, действительно, оказавшись у стен храма, забываешь о своих проблемах, неприятностях. Душа устремляется в Господу. Наступает единение с Богом, чувствуешь покой и умиротворение. Я была в храмах, где хранятся множество святынь. В них переживаешь особые чувства, особое состояние души. Наверное, в такое время во время молитвы, снисходит Благодать Божья. Я это чувствую.
Но меня волнует другой вопрос: Как мне построить храм в моей душе?
Недавно нашла вот эти строки, которые взволновали мою душу:

Скажи мне, старче, что есть храм в душе?
-Бывал ли в Церкви, веруешь в Христа?
- Хожу, но вот душа пуста…
Лишь только в Церкви трепет в сердце
Перед иконой и лампадой…
Калитка к храму – в душу дверца,
Молитва там и песнь, и ладан…
А что потом? Домой дорога, усталость, быт и суета…
Лишь дома благодарность Богу…
-Ты дома молишься всегда?
- И там лампадка и икона,
И сердце кается в грехах…
-И молишься как в храме дома
С молитвословом на руках?
И дома, старче, каждый раз.
-И дома есть иконостас?
- И дома, старче, словно в храме,
Молюсь, молюсь, но всё устами…
-Усталость в сердце от молитвы?
- Труды, заботы, дом, семья…
-Что ж, воин устаёт от битвы…
- В какой же битве, старче, я?
-В тылу стал слаб, устав от брани
И тем тылы не уберёг,
Твой враг в тылу твоём восстанет,
Чем ближе храм, тем ближе Бог…
Алтарь в душе – твоё же сердце,
Молитва - твой иконостас
Тебе лишь стоит оглядеться,
Чтоб свет лампадок не погас…
Их свет – огонь души и совесть,
А миро – благодать Христа,
Поклоны – благочестья повесть,
А певчие – твои уста…
(Автор: Петр Ладан)

Храм моей души - какой он???
Вот в чем вопрос....

Татьяна Арсеньев комментирует...

"Если речь идет о сакральной архитектуре, то смело можно сказать, что и архитектура храма и его убранство – одновременно и застывшая проповедь и застывшая молитва, которая, не смотря на свое безмолвие – назидает и взывает к Господу." - спасибо, отец Ириней!
Наш храм внешне очень лаконичен и строг, но это тоже "застывшая проповедь" и призыв к Богу. Иногда, мне даже кажется, что даже цветы, которые мы высаживаем вокруг него каждое лето, это тоже призыв к Богу и разговор с Ним. Может быть, поэтому они всегда так красиво и ярко цветут?
Спасибо за замечательное размышление.
С Богом!

Анонимный комментирует...

Полностью поддерживаю размышление Татьяны!Очень жаль,что я пришла в Храм так поздно,Но я благодарна Господу,что в конце жизненного пути,обрела желание приходить сюда вновь и вновь,Мне нравится все,Во время проповеди чувствую благоговение,Именно здесь ощущаю неосязаемое присутствие Господа,свое причастие к чему-то неопознанному,но торжественно высокому,прекрасному,А храм в душе построить не легко,для того и жизнь дана,Главное иметь искреннее желание воздвигнуть его,Любовь,

Хильдегарда комментирует...

Слава Иисусу Христу! Всем мира и добра.
Главное, что внутри. Пустой храм - это музей, это то, что осталось от чужих богов, как Парфенон. Если в храме только священник, пусть даже он регулярно совершает мессу - а значит в храме постоянно присутствует Христос - такой храм всего лишь застывшая проповедь, старая сказка, отживающий свой век пережиток прошлого. Удивительно, но храм становится храмом только тогда, когда он наполняется верными. Тогда старая сказка вдруг оживает и становится реальностью. Тогда Христос, незримо присутствующий в храме даже когда нас в храме нет, перестает быть далеким Богом, а становится Сыном Человеческим.
Храм в душе становится храмом, когда я захожу в него не от случая к случаю, когда вместе с Иисусом в этом храме постоянно и я, а не Он ждет меня там в одиночестве.

Алёна комментирует...

Спасибо. Мой Храм - как рвется к тебе душа моя! В тебе совершается Месса - Святая Тайна, сокрытая в Вечности...Живу в ожидании, считая дни, когда снова войду и сольюсь с Возлюбленным сердца моего...И буду петь хвалу Ему, соединяясь с Небесным Воинством в общем ликовании...Мой старый Храм, Святое Место, хожу по Тебе, чуть дыша...Молюсь и живу...живу...живу. С Богом.

Отправить комментарий