воскресенье, 29 июля 2012 г.

Уверенность в невидимом

4 Цар 4,42-44
Еф 4,1-6
Ин 6,1-15


В центре воскресных литургических чтений из Ветхого и Нового Заветов — сюжет о чудесном преломлении хлеба. Пророк Елисей словно прообраз Иисуса Христа совершает деяние, которое не вписывается в повседневно-рассудительное мышление человека — разделяет малое количество хлеба между большим собранием людей. О чём говорит нам это событие, столь же чудесное, сколь и символичное?

От всех участников Ветхозаветной и Новозаветной истории чудесное умножение хлеба потребовало доверия, доверия Богу, Который многократно призывает нас подняться над логикой материального мира и причинно-следственных связей. Елисей с человеческой точки зрения также мог бы оказаться в безвыходном положении, видя перед собой 20 хлебов, несколько сырых зёрен — и сотню людей, нуждавшихся в утолении голода. Но он был Пророком. По известному определению, пророк — человек, возвещавший то, что Ему говорил Бог, Божий человек. Елисей дважды повторяет слуге: «Отдай людям, пусть едят» и в полном соответствии со своим пророческим званием прибавляет: «ибо так говорит Господь: «насытятся, и останется». Ещё более определённо о связи чудесного умножения хлебов и Божественного Провидения говорит нам Евангелист Иоанн. Сам Сын Божий Иисус Христос, пребывающий в заботе о многочисленных ищущих Его Слова, вопрошает апостола Филиппа: «Где нам купить хлебов, чтобы их накормить?»; и здесь же евангелист уточняет, что Иисус «говорил же это, испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать». И по удивительному промыслу Божию и к вящему удивлению учеников пятью ячменными хлебами и двумя рыбками насыщается около пяти тысяч человек, а оставшихся кусков хлеба собрано было 12 коробов.

Чем же было это событие для тех, кому пришлось исполнять повеления Елисея и Господа Иисуса, - слуге и ученикам? Вот кому воистину пришлось особенно трудно. Священное Писание высоким и сдержанным слогом напоминает нам их вопросы — но, поставив себя на их место, мы можем представить себе их недоумение, а, может быть, и негодование. «За кого ты принимаешь меня? На какое безрассудство подвигаешь, каким насмешкам хочешь меня подвергнуть?» - могли бы вопросить эти люди, переживающие очередной непростой опыт доверия Божественному Наставнику. Выйти с пятью хлебами к многотысячной толпе — равно как и к сотне человек — подлинный риск веры, которого Господь зачастую ожидает и от нас в нашей повседневной жизни. Как часто то, что говорят нам священники, духовные наставники, исповедники или другие поставленные над нами люди, кажется нам нелепым, безрассудным или даже абсурдным...

Между тем Господь ясно говорил нам: «Мои мысли — не ваши мысли, и пути Мои — не ваши пути». И любое доверие в большей или меньшей степени требует способности рисковать, труднейшей и плодотворнейшей добродетели в общении с Богом. «Доверие — это прыжок в объятия Бога». Одной из самых важных потребностей человека в повседневной жизни является потребность в безопасности и комфорте, а самым глубинным инстинктом — инстинкт самосохранения, подразумевающий, в том числе, самозащиту от всех непредвиденных ситуаций. Но Господь не обещает нам комфорта. Он желает дать нам наивысшее благо, превзойти наши самые смелые ожидания и в полноте насытить нашу душу столь необходимой для неё пищей Своего Слова и Своей Любви, а это возможно лишь в условиях совершенной свободы, полного доверия, которое способно пробудить в душе пророческий дар слышания и приятия Божественного Общения.

Ещё один важный участник и свидетель чудесного события воскресных чтений — это собрание людей. В обеих историях они насыщались Словом Божьим и хлебом — самой простой пищей, необходимой человеку, и особым даром, наполняющим душу Божьих творений. Через этих безымянных участников одной из страниц истории спасения, внешне такой простой и непритязательной, Господь говорит о тонких и возвышенных истинах, касающихся взаимоотношений Творца и Творения, которые должны стать отношениями доверия и любви. Иисус, Сын Божий, уходит от царских почестей и являет Себя в наипростейшей трапезе, подтверждая, что внешняя простота, насыщенная полным заботы и любви присутствием Бога, способна одарить душу великими благами и даровать ей созерцание самых удивительных чудес.

«Вера — путь к Богу, опыт, который всегда удаётся» (о. А. Ельчанинов) 




Размышления из монастыря сестёр Босых Кармелиток
Г. Усолье Сибирское

1 комментарий:

Józefa комментирует...

Слава Иисусу Христу!
Спасибо от всего сердца сёстрам за проникновенные размышления!

" Господь говорит о тонких и возвышенных истинах, касающихся взаимоотношений Творца и Творения, которые должны стать отношениями доверия и любви."
Доверие - любовь..Любовь- доверие..Сердце, полное доверия, любит, ничего не требуя взамен. Сердце, исполненное любви, доверяет, уповая на Бога. Сама наша жизнь - это Чудо Создателя. Чудо ,которое только Он Творит непереставая. И в общении с Богом, мы можем понять всю Красоту отношений с Творцом Создателем, мы - все Его неповторимые Творения - видим сердцем Его присутствие в нашей грешной жизни и учимся каждое мгновение своей жизни любить и доверять, верить и любить Бога.
Доверяем Богу - слышим Его Слово и созерцаем Его Слово сердцем, и выполняем волю Его Слова к спасению нашему через ЛЮБОВЬ.
С молитвой. С Богом.
Юзефа

Отправить комментарий