пятница, 16 августа 2013 г.

Кто может вместить, да вместит.


Ис Нав 24, 1-13
Пс 136
Мф 19, 3-12


Есть два учения Иисуса в сегодняшнем Евангелии: о браке и о целибате. В этой статье буду писать о безбрачии для Царства Небесного. Я писал об учении Иисуса о нерасторжимости брака, в параллельном тексте в Евангелии от Марка, в пятницу 24-го мая этого года.

Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит. (Мф 19,11-12) (также можно смотреть 1 Кор 7)

Иисус, который любит выразиться путем гиперболизации, говорит о «скопцах для Царства Небесного» имея в виду целибатных для Царства Небесного (и тем самым, Самого Себя). Для римо-католиков, особенно для священников и тех, кто призван к священству, эта тема всегда актуальна. В Римской Церкви у кандидата в священники требуется торжественное обещание безбрачия до рукоположения в диаконы. У католиков разных восточных обрядов, как, например, у Греко-католиков и Армянских католиков, нет такого требования у белого духовенства, и нет такого требования у Православных, и у других христиан, как, например, у Протестантов. У римо-католиков, можно сказать, что кандидат должен иметь призвание не только к священству, но также к целибату. Иисус очень осторожно представляет тему о безбрачии. Он предупреждает: не все вмещают слово сие, но кому дано. И в конце повторяет: Кто может вместить, да вместит. В Католической Церкви есть достаточно долгая подготовка до рукоположения, в которой кандидат разпознает, имеет ли он нужную благодать от Господа для безбрачной жизни, и, конечно, священства. В другом месте Иисус говорит: Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: этот человек начал строить и не мог окончить? (Лк 14, 28-30)

Жить в радости и мире в безбрачии невозможно без особенного призвания от Бога и Его благодати. Нужна поддержка от верующих католиков, от христианской общины, включая много молитв о пастырях. Вместе с поддержкой идет требование Народа Божьего, чтобы целибат священников был подлинным. Когда видим, что человек в опасности, надо сообщить епископу. На основе слов Иисусовых надо глубоко ценить священническое обещание о безбрачии.

Был короткий период времени, 10-15 лет после Второго Ватиканского Собора, когда священники, которые просили, довольно легко получали освобождение от обязанности священства и безбрачия. Для католиков-мирян, особенно для женатых, это было большим соблазном. Они считали священническое обещание о целибате, и также монашеские обеты, похожими на свои обещания при венчании, что надо быть верным до смерти. Католическая Церковь, согласно строгому учению Иисуса, настаивает на нерасторжимости брака. «Если я должен быть верным в браке до смерти», думает типичный католический мирянин, «почему это так легко священникам и монахиням освободиться от своих обетов?» Это очень логично. Из-за таких соблазнов, Папа Иоанн Павел II сделал процесс освобождения священников от обязанностей более строгим.

Всем нам трудно, когда человек оставляет священство или монашескую жизнь. Когда такое решение принято, нам надо стараться понять человека, и, если надо, простить его, молиться о нем. Одновременно, надлежит всем нам требовать у наших священников и монахинь верности своим обетам. Нам надо их поддерживать в их призвании молитвами и заботой о них. Нам надо верить, что такая жизнь возможна благодатью Божьей.

о. Майкл Десджардинс ОИ, Новосибирск

4 комментария:

Татьяна Арсеньев комментирует...

Cлава Иисусу Христу! Мир и добро всем! Спасибо, отец Майкл за очень интересное размышление!Спасибо за Ваш разговор на эту очень актуальную тему. Приходится встречаться с недоуменной, насмешливой и даже оскорбительной реакцией людей, когда они узнают о целибате католического священства. Да и некоторые свои католики, чего уже греха таить, иногда позволяют себе некорректность, неуместные высказывания и домыслы на эту тему.Конечно, люди разные и людское, обывательское мнение в вопросе о целибате у некоторых, особенно невоцерковлённых людей, может так и остаться на уровне знаний, почерпнутых из книги "Поющие в терновнике", да и то, это ещё в лучшем случае...Ну а в "худшем", сами понимаете, слова, которые обозначают эти домыслы и фантазии,не пишутся в печати.
Да, надо требовать у священников и монахинь верности своим обетам. Но также, надо требовать со всей строгостью и с себя и с других, нас окружающих, уважения и почитания призвания священства и монашества. Некоторым из нас давно пора понять, что подобное призвание,призвание к священству и монашеству, это ВЫБОР БОГА, что любая наша некорректность и неуважение целибата священства, это прежде всего некорректность и неуважение к Господу, к Его выбору!

"Средь многих сыновей народа
Ты их таинственно избрал
И от заката до восхода
С благою вестью их послал."

Давно пора понять, что не бывает "плохих священников", что абсолютно недопустима людская позиция типа "мне не нравиться этот святой отец, и я не воспринимаю его, как священника"!!!! Пора понять, что никогда не следует смешивать призвание к священству, которое Бог даёт какому либо человеку по Своему таинственному и непостижимому промыслу, и личные характерные особенности и даже недостатки этого, конкретного человека. Это абсолютно разные вещи!
Ну и, конечно, нам не следует забывать о поддержке и помощи нашему священству и молитвенной и практической.

"Подай нам руку, Матерь Божья,
Пусть подвиг их увидит Бог,
И положи к Его подножью
Моленье наше, как цветок.

Пусть будет утреннею жертвой
Молитва, полная любви;
Смиренных тружеников Церкви,
О, мой Господь, благослови." (из гимна "Молитва о священниках")
С молитвой о всех священниках, которые были, есть, и которые будут у нас! С Богом!

Анастасия Романовка комментирует...

Слава Иисусу Христу! Спасибо за интересное размышление.Присоединяюсь к молитве Татьяны.И благодарю Бога за всех священников.Особенно прошу Пресвятую Богородицу о покровительстве для священников, которые трудятся на русской земле.

Хильдегарда (Самара) комментирует...

Вы так часто поминаете пятницу 24-го мая этого года в своих размышлениях, отец Майкл, что я начинаю чувствовать себя виноватой. Это я тогда напала на Вас в своем комментарии, подписавшись своим настоящим именем - Елена, поскольку творческого псевдонима тогда еще не имела))). Я и теперь продолжаю думать так же, как думала тогда, но нападала я не на Вас лично, Ваши размышления меня часто поражают своей лаконичностью и глубиной, нападала я на позицию церкви в этом вопросе.
И если уж продолжать разговор на эту тему, то мне кажется, что и в вопросе целибата мы смешиваем понятия точно также, как и во вчерашнем размышлении. Нет, я не призываю священников оставить целибат, дали слово - держите, вы справитесь, жизнь в браке тоже не постоянно мед, поверьте. И мы, миряне, получаем тех священников, которых заслужили своими молитвами, отношением и поведением. Если священник падает - не во всем, но во многом здесь виновата его паства.
Но все-таки мне кажется, что целибат в церкви превращается в фетиш. Превращая призвание к священству в призвание к целибату, церковь отсекает те ветви, которые могли бы принести плод. В православии женатый священник просто не претендует на ведущие позиции в церковной иерархии, оставаясь пастырем небольшого деревенского прихода, то ли делая прихожан членами своей большой семьи, то ли включая в свою духовную семью своих детей и жену. Мы теряем примеры христианских семей, теряем опыт христианского воспитания детей, теряем призвания, и настоящие и будущие, теряем приходы.
Любовь многовариантна. Оставляя единственную возможность, мы обедняем жизнь церкви.

Tatyana комментирует...

.....Один из священников как-то сказал, что ему жалко православных батюшек именно из-за того, что у них есть семьи.... Что им приходится уделять значимую часть своего времени своей семье, заботе о ней. А наши священники посвящают всего себя только своим прихожанам, заботам о своем приходе. Получается что наши отцы полностью отдают себя служению. Я согласна, что они очень нуждаются в наших молитвах.

Отправить комментарий