Прем 18, 14-16; 19, 6-9
Пс 105
Лк 18, 1-8
На первый взгляд, смысл притчи о «неправедном судье» ясен – она учит нас быть настойчивыми в своих молитвах. Как и сам Евангелист поясняет: «должно всегда молиться и не унывать». Подобно этой вдове мы должны «докучать» Богу своими просьбами. Будь настойчив – и Бог тебя услышит! Все просто! Смущает нас только последнее предложение, которое Иисус наверняка произнес с глубоким вздохом: «Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?».
Вдова настойчиво просит «защитить ее», т.е. - воздать по справедливости (греческое слово, которое здесь используется, имеет несколько значений, в том числе – «отомстить»). Читая эти строки, мы представляем себе старую, бедную, одинокую женщину, которую каждый хочет обидеть. У нее нет ни родственников, ни знакомых, которые могли бы ей помочь – единственная надежда на судью, и то – неправедного. Мы не знаем, кем был это ее «соперник» - сосед, который хочет отобрать у нее половину огорода, или может быть дальний родственник покойного мужа – жаждущий завладеть его имуществом. В любом случае – наши симпатии на стороне вдовы – ведь это она – несчастная жертва несправедливости.
Но что если в ходе судебного разбирательства выяснится, что она – вовсе не такая уж невинная жертва? Может быть это она, пока жив был муж, завладела чужим огородом? Или оклеветала дальнего родственника, чтоб не делиться с ним наследством? Может быть, она перессорилась со всеми соседями, родственниками и знакомыми и потому ей никто не хочет помочь? Одним словом – ее нынешнее положение – результат ее собственных ошибок, упущений и прямо скажем – прегрешений. Она требует справедливости, а ведь справедливость может оказаться совсем не на ее стороне.
Когда с нами поступают несправедливо – мы смело требуем суда, просим Бога защитить нас. Мы требуем от Него воздать по справедливости нашим обидчикам, нередко просим даже отомстить, когда нас обижают, причиняют нам боль. Но когда мы сами грешим против ближнего, разве мы требуем поступать с нами по справедливости? Нет, тогда мы взываем к Божьему милосердию! Если бы Бог со всеми поступал по справедливости, кто бы тогда мог спастись? Кто бы мог оправдаться на Его суде? А если мы желаем, чтоб с нами поступали милосердно, может быть, стоит просить милосердия для тех, кто нас обижает? И не только просить – самому быть милосердными.
«Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» - мы теряем веру тогда, когда Бог не выслушивает наши молитвы, когда Он допускает несправедливость по отношению к нам, когда вокруг твориться зло – а Он никак не реагирует. Мы всегда находим «веские доводы» для того, чтоб оправдать свое неверие. А может быть стоит задуматься, почему Он не выслушивает наши молитвы?
Пс 105
Лк 18, 1-8
На первый взгляд, смысл притчи о «неправедном судье» ясен – она учит нас быть настойчивыми в своих молитвах. Как и сам Евангелист поясняет: «должно всегда молиться и не унывать». Подобно этой вдове мы должны «докучать» Богу своими просьбами. Будь настойчив – и Бог тебя услышит! Все просто! Смущает нас только последнее предложение, которое Иисус наверняка произнес с глубоким вздохом: «Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?».
Вдова настойчиво просит «защитить ее», т.е. - воздать по справедливости (греческое слово, которое здесь используется, имеет несколько значений, в том числе – «отомстить»). Читая эти строки, мы представляем себе старую, бедную, одинокую женщину, которую каждый хочет обидеть. У нее нет ни родственников, ни знакомых, которые могли бы ей помочь – единственная надежда на судью, и то – неправедного. Мы не знаем, кем был это ее «соперник» - сосед, который хочет отобрать у нее половину огорода, или может быть дальний родственник покойного мужа – жаждущий завладеть его имуществом. В любом случае – наши симпатии на стороне вдовы – ведь это она – несчастная жертва несправедливости.
Но что если в ходе судебного разбирательства выяснится, что она – вовсе не такая уж невинная жертва? Может быть это она, пока жив был муж, завладела чужим огородом? Или оклеветала дальнего родственника, чтоб не делиться с ним наследством? Может быть, она перессорилась со всеми соседями, родственниками и знакомыми и потому ей никто не хочет помочь? Одним словом – ее нынешнее положение – результат ее собственных ошибок, упущений и прямо скажем – прегрешений. Она требует справедливости, а ведь справедливость может оказаться совсем не на ее стороне.
Когда с нами поступают несправедливо – мы смело требуем суда, просим Бога защитить нас. Мы требуем от Него воздать по справедливости нашим обидчикам, нередко просим даже отомстить, когда нас обижают, причиняют нам боль. Но когда мы сами грешим против ближнего, разве мы требуем поступать с нами по справедливости? Нет, тогда мы взываем к Божьему милосердию! Если бы Бог со всеми поступал по справедливости, кто бы тогда мог спастись? Кто бы мог оправдаться на Его суде? А если мы желаем, чтоб с нами поступали милосердно, может быть, стоит просить милосердия для тех, кто нас обижает? И не только просить – самому быть милосердными.
«Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» - мы теряем веру тогда, когда Бог не выслушивает наши молитвы, когда Он допускает несправедливость по отношению к нам, когда вокруг твориться зло – а Он никак не реагирует. Мы всегда находим «веские доводы» для того, чтоб оправдать свое неверие. А может быть стоит задуматься, почему Он не выслушивает наши молитвы?
Автор: о. Ириней Погорельцев, ОР
6 комментариев:
Может быть это она... ))
Невинная жертва была только одна во всей истории человечества. Нет, две. Еще Его Матерь, Которой мы пронзили душу. А за остальными что-нибудь да тянется, что-нибудь у соседа да отнимешь - если не огород, то время или нервы. Ужасно отнять веру или убить любовь. Послужить соблазном. И о последнем и предпоследнем можно ничего не знать, всю жизнь пропереживав об огороде и обруганном соседе.
Вера в Бога. Мне кажется она у меня есть. Мне так хочется думать. У меня нет веры в свою верность, в свою принадлежность. Здесь можно только тяжело вздохнуть и надеяться на Его милосердие.
Слава Иисусу Христу!
Осознание своей веры и неверности,осознание своей грешности и любимой, осознание познанной истины и милосердия - это классно! Все это надо привести в действие. К дружбе, крепкой дружбе со Святым Духом. Но и здесь мне нужна помощь ЕГО МАТЕРИ....А вздохнуть можно на седьмой день день - ХОРОШО!
Так что - Слава БОГУ за все.
Слава Иисусу Христу! Мир и добро всем!
"А может быть стоит задуматься, почему Он не выслушивает наши молитвы?" - Он слышит все наши молитвы, но Его планы в отношении каждого из нас часто могут не совпадать с нашими планами. :) Вот нам и кажется, что не слышит. Это кажущиеся Божие "невыслушивание" нам необходимо, как горькое лекарство, которое излечивает. Только понимание этого приходит к нам далеко не сразу...
Спасибо, отец Ириней, за замечательное размышление. С Богом!
"почему Он не выслушивает наши молитвы?" Я думаю потому, что Он лучше знает, что для нас хорошо. Ведь мы, как слепые котята... Я уже не раз убедилась, что можно просить то, что (впоследствии) оказывается совсем не нужно, или даже вредно. Тогда благодарю Его, что не выслушал мою "слепую" молитву.
Спасибо, о. Ириней, за такое замечательное размышление.
Спасибо. Благодарю Тебя, Господи, за Милосердие! Мне страшно подумать о Божьей справедливости по отношению ко мне. Если бы я жила во времена Ветхого Завета, точно уже не была бы живой. Но даже тогда Господь проявлял Милость и прощал. А сейчас ждет, и долго, когда "воззову и услышит меня". А мне, в свою очередь, надо "поверить Слову Его и послушаться Гласа Его..." С Богом.
Это Вам:
***
Времени лёт -
Вздох в тишине -
Час или год прошел.
Вечер и вот:
Скажешь вдруг мне:
- Видишь, как всё хорошо?
- В мире моем,
Войны и кровь,
Люди сошли с ума.
- В сердце твоём
Вечна любовь,
Что хорошо весьма.
Отправить комментарий