суббота, 28 декабря 2013 г.

Рахиль плачет о детях своих

1 Ин 1, 5 — 2, 2
Пс 124
Мф 2, 13-18

Многие современные исследователи Библии сомневаются, было ли избиение Вифлеемских младенцев историческим фактом. Никакие исторические источники это не подтверждают, а кроме Матфея, никто из Евангелистов об этом не упоминает. Да и сам Матфей описывает это событие всего в одном предложении, как исполнение древнего пророчества. Вообще следует заметить, что начало его Евангелия полностью построено по схеме «событие – как исполнение пророчества», и иногда эти «пророчества» просто вырванные из контекста предложения, смысл которых нам непонятен.

Что ж, историческим фактом является то, что Ирод в конце своей жизни, как многие тираны, страдал паранойей. Жертвами его подозрительности стали даже его собственные сыновья, которых он приказал казнить по доносу. Нет сомнений, что таких жертв было намного больше. И конечно, его подозрения были обоснованы – ведь его не любили в Иудее, и наверняка многие чаяли возвращения на престол законного царя – потомка Давида. Не такого царя, царство которого не от мира сего, как учил Иисус, а вполне реального земного властелина, который должен был разгромить всех врагов Израиля и восстановить былую славу Иерусалима. Ведь многие, ожидающие приход Мессии, связывали с Ним именно такие надежды. Нет сомнений, что жестокий монарх, страдающий манией, который пытается, во что бы то ни стало удержать свою власть, казнил любого, кто мог претендовать на его трон. Матфей, наверняка, не был свидетелем подобных казней, но вполне возможно, что когда он писал эти строки, уже воочию видел преследования первых христиан.

Матфей, как уже было сказано выше, пишет об этом очень кратко: событие – пророчество, которое его предвещает. Что если он, чтоб не переписывать большие фрагменты Ветхого Завета, просто подает ссылки? Ведь адресатами его Евангелия были люди, которые очень хорошо знали Библию. Может быть, и мы поймем намного больше, если присмотримся к пророчеству, к которому он нас отсылает?

Да, есть в книге пророка Иеремии такие слова: «Так говорит Господь: голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет» (31,15) – всего одно короткое предложение, описывающее бедствия причиненные войною с Вавилоном, последствием которой стало падение Иерусалима, разрушение Храма и пленение. Но сразу же после этого предложения следуют другие слова, исполненные надежды: «Так говорит Господь: удержи голос твой от рыдания и глаза твои от слез, ибо есть награда за труд твой, говорит Господь, и возвратятся они из земли неприятельской» (31,16). Весь фрагмент, из которого взята цитата (главы 30-33), это – пророчество о будущем мессианском Царстве, описывающее возвращение из плена, объединение двух народов. Главная же тема пророчества – установление Нового Завета. Исполнилось ли это пророчество после возвращения из вавилонского плена? Нет. Оно начало исполняться именно сейчас – с рождением Христа. И хотя история христианства, от самого своего начала омрачена кровопролитием, мы знаем, что страдания не напрасны и рано или поздно слезы сменятся радостью.


Автор: о. Ириней Погорельцев, ОР

Комментариев нет:

Отправить комментарий