Сир 15, 15-20
Пс 118
1 Кор 2, 6-10
Мф 5, 17-37
Слава Иисусу Христу!
Сегодня 6 рядовое воскресенье.
Спасибо всем, кто в течение прошлой недели был с нами. Спасибо авторам за размышления, спасибо тем, кто делился своими мыслями в комментариях – иногда это были очень живые обсуждения – и слава Богу. Спасибо всем, кто молился с нами и за нас, и кто хотя бы читал эти размышления. Передавайте другим, пожалуйста, что такой блог есть, может ещё кому-то это поможет.
На новую неделю, да благословит Вас Всемогущий Бог, Отец и Сын и Дух Святой.
А это размышление на сегодня:
Я иногда, и даже часто, встречал людей, которые не сильно видели смысла исповеди, потому что не видели, не осознавали своих грехов. Они часто повторяли – я никого не убил, никого не обокрал, живу согласно Божиим заповедям – зачем мне исповедь?
И действительно, можно понять этих людей, потому что если прочитаешь заповеди – не убивай, не кради, не прелюбодействуй, то многие из нас смело могут сказать – я так живу, я не убиваю, не краду, не прелюбодействую.
Но если прочитаем комментарий к Божиим заповедям, который дает нам сам Иисус, который слышим сегодня в Евангелии, оказывается, что не все так красиво…
Иисус будит нашу совесть, которая довольная своим безгрешным состоянием спокойно спит.
Иисус объясняет – убийство не происходит просто так, надо посмотреть на причину, на источник такого серьезного поступка – «всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду». А значит гнев на другого человека, это причина, источник убийства, а значит грех против заповеди – не убивай.
А что читаем дальше? «Кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной» а значит обзываться нельзя… Да ещё так строгое наказание…
А даже если «вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим». А значит, даже если не ты гневаешься, а на тебя кто-то разозлился, а ты не пытаешься помириться – это тоже грех против пятой заповеди.
А кто из нас может сказать – даже только глядя на прошлую неделю – что ни на кого не гневался, не злился, не держал обиды, не обзывался, и никто на тебя не злится, не держит обиды…? Кто может сказать, что точно чист в этом плане, глядя только на последнюю неделю?
А шестая и девятая заповедь? Да, с женой – с мужем не развелся, не изменял, всё прекрасно… А тут Иисус говорит: «всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём» - только посмотрел с вожделением… Достаточно включить телевизор, интернет – очень трудно не посмотреть с вожделением… А значит, что и наши мысли, шутки, слова нечистые, это тоже подходит под эту заповедь…
А потом ещё и восьмая заповедь и комментарий Иисуса – «да будет слово ваше: «да, да»; «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого». А сколько наших слов неясных, нечестных, двусмысленных…
Если так честно проанализируем в совести наши поступки, окажется, что вдруг чувствуем себя великими грешниками.
Иисус не хочет в нас впихивать чувство вины, но поднимает планку, Он помогает нам соблюдать заповеди и благодаря этому красиво жить. Это как родители, требуют от детей, поднимают планку, не чтобы их мучить, а чтобы они развивались.
Много раз я слышал такие свидетельства – у меня был очень строгий учитель, много требовал, но сейчас я только его помню, и помню то, чему он меня учил. И с уважением и благодарностью вспоминаем таких людей.
Часто люди говорят – я люблю смотреть фильмы про самураев, про индийцев, и объясняют – потому, что у них такие красивые принципы.
У нас принципы гораздо красивее, но наша проблема, что мы часто не живем по своим красивым принципам. То, что хочет Иисус, это призвать нас, чтобы мы начали жить по праву, которое дает нам сам Бог.
А мы? Иногда столько лет ходим в Церковь, принимаем таинства, слушаем проповеди, молимся, а нередко мало что меняется – ссоримся как все, в семьях ссоры, обиды, крик, не меньше, чем у неверующих…
Мы неделю назад слышали – вы соль земли, вы свет миру… Какая мы соль, какой свет, если живем как все, никак не лучше?
Иисус говорит очень конкретно, даже жестко. Зачем? – Чтобы мы проснулись и поняли, что мы должны жить иначе, что нас обязывает другое право – право Божиих заповедей, право Евангелия, право любви. Если будем жить – хотя бы реально стараться жить по принципам этого права, тогда мы будем солью земли, светом миру.
Наше христианское право, о котором только сегодня слышим, это – не гневаться, мириться с теми, кто злится на нас, не смотреть с вожделением, не разводиться, говорить правду, говорить честно…
Очень конкретно, мы знаем, что нам делать…
Только надо усилия приложить, надо постараться, сделать конкретный шаг.
Когда мы на этой неделе были в деревне, подошел ко мне молодой мужчина, пьяный, но ещё соображал, и говорит мне – помоги мне, пожалуйста, бросить пить, жена меня не хочет видеть, а я не могу – тянет руку чтобы взять алкоголь и все. Помоги мне.
Конечно, это уже зависимость, болезнь, человек сам не справится. Но также если не попробует сам сделать хотя бы первый шаг, то никто за него этого не сделает.
Так и снами, нашими грехами – мы свободные люди, выбор за нами, никто нас не заставляет ссориться, ругаться, гневаться, никто нас не заставляет обманывать, врать, никто не заставляет нас смотреть с вожделением…
Это мы мало радикальные, мало решительные, и пока сами не попробуем, не начнем, никто за нас этого не сделает.
Дорогой брат, дорогая сестра!
Посмотри на свою совесть, на свои отношения с близкими, в семье и не только, но прежде всего в семье… Что из того, что ты сейчас, сегодня услышал, затронуло тебя? Над чем ты должен поработать, что считаешь своим главным грехом, пороком?
Попробуй на этой неделе взяться за это, не ждать уже лучших времен, лучшего настроения, не ждать, как кто-то с другой стороны начнет меняться – начни ты – сегодня, сейчас… Протяни руку к примирению, попроси прощения, начни разговаривать с мужем, с женой, хотя может вы в последнее время в обиде…
Перестань заходить на эти нечистые сайты, выбрось нечистые фильмы и фотографии со своего компьютера…
Прости человеку на которого держишь обиду… Признайся, что ты обманул, будь честным…
Конечно, выбор за тобой – в первом чтении сегодня слышим: «Господь предложил тебе огонь и воду; на что хочешь, прострёшь руку твою. Пред человеком жизнь и смерть, и чего он пожелает, то и дастся ему»
Вот, перед тобой жизнь и смерть – хочешь продолжай грех, хочешь сделай конкретный шаг… Но в этом же чтении читаем также: «Никому не заповедал Бог поступать нечестиво, и никому не дал позволения грешить».
Господи Иисусе, благодарю Тебя за такие конкретные, даже жесткие слова. Я знаю, что Ты меня любишь, и хочешь оберечь меня от несчастья в этой и в будущей жизни. Помоги мне Господи конкретно работать над собой, дай силы, а, может, прежде всего, помоги, чтобы мне хотелось. Действуй в моей жизни, чтобы на этой неделе, то с чем так долго не могу справиться, чтобы сейчас это удалось, чтобы сейчас изменилось. Боже хочу молиться сейчас словами сегодняшнего псалма:
«Яви милость рабу Твоему, и буду жить и хранить слово Твоё. Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Укажи мне, Господи, путь уставов Твоих, и я буду держаться его до конца».
3 комментария:
спасибо
на самом деле, часто идешь к исповеди и думаешь "как-то глупо постоянно ходить. вроде и говорить особо нечего. я ведь ничего и не делаю такого... ". а если задуматься... надо как-то критичнее относиться к себе, надо поднимать эту планку
Во веки веков! Аминь.
Мир и добро всем!
"Часто люди говорят – я люблю смотреть фильмы про самураев, про индийцев, и объясняют – потому, что у них такие красивые принципы. " :-))))- признаюсь, что я тоже люблю иногда посмотреть фильмы про самураев, но не по причине красивости принципов. Очень поучительно видеть, что такие слова "долг, честь и верность" для них не простая формальность а смысл существования. Они придерживаются этих принципов при любых обстоятельствах, невзирая на самих себя и на свои личные чувства.
А вот мы часто этого не делаем.Говорим о Боге и о любви, а думаем зачастую о своих интересах в первую очередь. Боимся решать и выполнять, боимся жить по-Божьи...
Помоги мне, Господи, работать над собой и дай мне силы продолжать эту работу.
Спасибо, отец Марэк, за замечательную проповедь.
С Богом!
"Иисус будит нашу совесть, которая довольная своим безгрешным состоянием спокойно спит."
Быть безгрешным, значит быть святым... Именно с помощью исповеди мы идем к святости. Ведь каждый раз, исповедуясь в одном (или одних) и тех же грехах, приходится от них избавляться. Иногда это трудно, т.к. некоторые прегрешения уже вошли в твою жизнь... Но, оглядываясь на некоторое время назад, с радостью замечаешь, какая работа уже проделана. И всегда можно определить, над чем еще нужно поработать. Думаю, что без регулярной исповеди это было бы невозможно.
Спасибо, о. Марек, за размышление.
С Богом
Отправить комментарий