суббота, 29 марта 2014 г.

Молитва фарисея

Ос 6,1-6
Пс 51
Лк 18,9-14

С молитвой мытаря все ясно. Это молитва грешника, который по-настоящему кается в своих грехах. О его истинном обращении говорят не только слова, но и жесты: «не смел даже поднять глаз на небо» - свидетельство чувства вины, «удары в грудь» - искреннее покаяние. А его слова «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» выражают не столько просьбу о прощении, которого он, по его же мнению, не заслуживал, а просьбу смягчить заслуженный приговор. Его молитва – молитва описанная в книге Осии: «В скорби своей они с раннего утра будут искать Меня и говорить: пойдем и возвратимся к Господу! ибо Он уязвил – и Он исцелит нас, поразил – и перевяжет наши раны».

Но чем так плоха молитва фарисея? Разве плохо благодарить Бога за праведную жизнь? За данный Богом мудрый и справедливый Закон, согласно с которым я стараюсь жить? Разве плохо соблюдать посты и приносить пожертвования? Не этому ли всему учит и Церковь? Разве лучше быть грабителем, обидчиком и прелюбодеем, а потом каяться, чем стараться вести праведную жизнь? Если это «фарисейское лицемерие», то в чем оно заключается? Он не хвалится своей праведностью перед людьми – тщеславие можем исключить. Он не обманывает – он действительно «не таков, как прочие люди», а по-настоящему живет согласно с Законом Моисеевым и не нарушает Божьи Заповеди. Может быть, он просто не знает своих скрытых грехов? Но ведь грехом можно назвать только те плохие поступки, которые были совершены сознательно и добровольно, а о таких грехах нельзя «не знать», а ведь все фарисеи изучали Закон весьма тщательно, так что незнание также можем исключить. Не является ли большим лицемерием наше желание насилу выискивать в себе какие-то ошибки и несовершенства, чтоб было, о чем сказать на исповеди? Чтобы стать в позу кающегося «мытаря» - потому что такая поза более угодна Богу? Конечно, до совершенства каждому из нас еще очень далеко и ошибки мы часто совершаем, но это не значит, что мы не должны благодарить Бога за то, что дает нам силы быть праведниками и жить согласно с Его Заповедями.

Грех фарисея заключался вовсе не в его праведности – она была настоящей, а не лицемерной. Грех его заключался в том, что его праведность была причиной возрастания его гордыни, его желания быть выше других – грешников. Любое сравнение себя с теми, кто не дотягивает до нашего уровня «святости» - неминуемо ведет к возвеличиванию себя и своих заслуг. Может лучше сравнивать себя со святыми? И оценивая свою праведность думать не о том, какую заповедь я не нарушил: не убил, не украл и т.п., а какую заповедь не исполнил: не помог бедному, не утешил страждущего и т.д. Может, тогда мы познаем, что значит «милости хочу, а не жертвы»?


Автор: о. Ириней Погорельцев, ОР

Комментариев нет:

Отправить комментарий