Слава Иисусу Христу!
Сегодня у нас, в России, торжество Святейших Тела и Крови Христа. Это особенный праздник, который подчеркивает роль и значение Евхаристии. На что, например, обращает наше внимание этот праздник? На что мы должны обращать внимание в этот праздник?
Я недавно прочитал статью об английском журналисте, еврейского происхождения, Michael Coren, который в зрелом возрасте добровольно принял христианство, принял крещение в католической Церкви. Но потом он встретил протестантскую общину и стал ревностным членом этой общины.
Был там 10 лет. Потом, после просмотра фильма Страсти Христовы, в 2004 году, он обратил внимание на сцены, которые показывали связь страданий Иисуса с Евхаристией и вернулся в Католическую Церковь. Он понял, что Евхаристия является тем, чего ему сильно за все эти годы не хватало. Он потом написал такие слова о Евхаристии: Хотя Христос умер так давно, Он постоянно жив. Его жертва совершается каждый день, и все мы можем быть её свидетелями. Все, даже я.
Этот человек потом написал книгу: Католическая Церковь права, в которой отвечает на разные атаки на Церковь.
Меня это свидетельство поразило особенно из-за того, как этот человек нашел ценность и смысл Евхаристии, как он долго, много лет искал, чего-то, чего в его религиозной жизни ему не хватало. Оказалось, что Евхаристии. Может и нам иногда чего-то не хватает, может и нам не хватает Евхаристии. Может не так уж совсем, ведь мы на Евхаристию ходим, может и причастие принимаем, но может не хватать глубины Евхаристии.
Это очень опасно для нашей духовной жизни, если Евхаристия станет для нас всего лишь привычкой, формальным обрядом, который совершаем без размышления, без сосредоточения, без адорации.
В своей проповеди, на праздник Тела и Крови в этом году (в Риме было это в четверг) Папа Римский подчеркнул роль адорации. Он сказал: «Редукция отношений с Иисусом Евхаристическим к одному только участию в Святой Мессе чревато тем, что всё прочее время, как и пространство нашей жизни, окажутся лишенными присутствия Иисуса. Тем самым ослабевает и ощущение Его постоянного присутствия среди нас и с нами, близкого и конкретного присутствия посреди наших жилищ, в качестве “бьющегося сердца” города.
Таинство Любви Христа, должно проникать во всю нашу повседневную жизнь. В момент адорации все мы остаемся на том же самом уровне стоя на коленях, перед Таинством Любви.
Длинное пребывание вместе в тишине перед Господом, присутствующим в своем таинстве, является одним из самых подлинных опытов нашего бытия Церковью».
В этих словах Папы, мы видим великую ценность поклонения Пресвятым Дарам, адорации, но кроме этого ещё один важный момент – участие Иисуса в нашей повседневной жизни. Мы часто четко разделяем – вот это Церковь, сюда надо прийти, хорошо себя вести, послушать, выдержать до конца, а потом начинается жизнь, в которой уже свои правила.
Ничего подобного.
Давайте ещё раз обратим внимание на это предложение, мысль Бенедикта XVI: «Редукция отношений с Иисусом Евхаристическим к одному только участию в Святой Мессе чревато тем, что всё прочее время, как и пространство нашей жизни, окажутся лишенными присутствия Иисуса».
Нельзя нам ограничивать присутствия Иисуса до времени и пространства литургии, Святой Мессы. Об этом напоминает нам также процессия Евхаристическая по улицам города.
Мы с Иисусом выходим на улицу. Я раньше работал в приходе, у которого была небольшая территория, буквально меньше километра от храма - уже конец прихода. Там мы ходили улицами между домами, любопытное ощущение, казалось, что Иисус заглядывает в каждую квартиру, в каждое окно. Здесь многие из вас живут далеко, и нам трудно ощутить такое. Но постарайтесь представить себе такую ситуацию, что Иисус заглядывает в окно нашей квартиры, нашей комнаты, и не только тогда, когда мы празднуем, не только в торжество Святейшего Тела и Крови Христа, но также в обычный день, в обычных ситуациях нашей повседневной жизни. Он видит, и как мы молимся, и как исполняем обыкновенные обязанности, как кушаем обед, как спим, но также, к сожалению, он наблюдает, как мы ссоримся и как разными способами грешим и думаем, что никто нас не видит. Также смысл этого праздника, этой процессии, напомнить нам, что Иисус не хочет, чтобы мы его закрыли в храме - пришли, помолились, спели песни и вернулись домой, счастливы, что сделали что надо, а Он остался в храме. Он так не хочет, Он хочет с нами пойти домой, посмотреть, как мы живём, присутствовать в наших радостях и скорбях, Он хочет, чтобы мы спросили Его мнение, когда решаем жизненные вопросы, Он хочет, но Он культурный и без приглашения не придёт. Поэтому хорошо если мы принимаем Святое Причастие и таким образом Его приглашаем, и потом с Ним возвращаемся домой.
Я вчера смотрел интересный фильм, о Евхаристии, который кто-то мне рекомендовал (к сожалению, его пока нет по-русски). Этот фильм показывал разные части мира, и культ Евхаристии там. Например, Африка и много людей, которые хлопают во время процессии Иисусу, машут руками, улыбаются Иисусу. Священник подходит к больному ребенку, монстрацией прикасается к телу больного, благословит его лично. Потом Америка Манхэтэн, небольшая процессия в праздник Тела и Крови Христа переходит между людьми, которые как обычно гуляют по улице, наблюдают из кафе… Всё это прекрасно показывает что Иисус присутствует в повседневной жизни, это не какой-то напуганный царь, который прячется от своего народа в своем дворце, и о обычной жизни знает столько, сколько ему скажет его окружение. Иисус есть и хочет быть посреди нас, быть с нами, не чтобы нас контролировать, запрещать, наказывать, но чтобы нам помогать, поддерживать, брать на себя наш крест.
Это смысл сегодняшнего праздника.
Давайте постараемся, кто может, почаще приходить на адорации, которые у нас проходят в каждый четверг.
Давайте оставаться подольше после Мессы, на личную адорацию, прославление, благодарение.
Давайте жить Евхаристией, чтобы после Мессы, что-то изменялось в нашей жизни, чтобы не забывать, что после Мессы Иисус не остается в храме, но идет с нами в наш дом, в нашу жизнь.
«Редукция отношений с Иисусом Евхаристическим к одному только участию в Святой Мессе чревато тем, что всё прочее время, как и пространство нашей жизни, окажутся лишенными присутствия Иисуса».
2 комментария:
Слава Иисусу Христу!
Просто замечательные мысли, я прямо рада! Спасибо!
Вспомнила один забавный случай в тему. Лет пятнадцать тому назад все это было.
В Страстную Пятницу с мужем и одним монахом-иезуитом мы гуляли по Варшаве.
- Вы как хотите, а мне надо обязательно принять причастие, - сказал иезуит, и мы протиснулись в один из храмов. Народу полно, причастие нарасхват. Один из священников с Пресвятыми Дарами вышел поближе к дверям.
Наш брат встал в очередь, и когда до него дошло дело, в чаше осталась только одна облатка. Он уже открыл было рот, но тут, откуда ни возьмись, подлетела благообразная бабушка, оттолкнула его и съела причастие.
- Не удивляйтесь: это специальный вид церковных старушек - за причастие они могут убить человека, - объяснил мне монах.
Смешно, конечно, но суть в том, что все - даже принятие причастия - можно довести до абсурда, перепутав добро со злом.
Пошли нам, Боже, Святого Духа, дабы мы могли разобраться во всем, что с нами происходит!
« … ведь мы на Евхаристию ходим, может и причастие принимаем, но может не хватать глубины Евхаристии». Спасибо о. Марк за это размышление!
По поводу глубины, поделюсь немного остаточными знаниями от Библейского курса.
Евхаристия – благодарение, восхваление, благословение в молитве. Действие, установленное Иисусом накануне Своего страдания, смерти. Посвящение Своего Тела и всего сущего Богу.
Благословение хлеба и благодарение над чашей (Мф 26.26-28). Восхваление чудных дел Божиих, жертвоприношение Его Сына для спасения людей, сообщение пище вечной ценности Его искупительной смерти. Таинство Евхаристии – истинная пища. Пища и трапеза выражают, что Бог подаёт жизнь Своему народу. В Нём Самом, принесённом в жертву на Кресте, и в Евхаристии всё человечество возвращается к Отцу.
Евхаристия – центр христианского культа. Она соединяет верующего с Первосвященником, вечно живым в состоянии Жертвы. Евхаристическое Тело и Кровь – полная реальность эсхатологического мира, в котором живет Христос. Евхаристия даёт верующему человеку физический контакт со Христом, со всей реальностью Его нового, воскресшего духовного Существа (Ин 6.63).
Через присутствие новой пищи на престоле Христос, Умерший и Воскресший, реально присутствует в вечной готовности к Жертве. Поэтому литургия является жертвой тождественной жертве на Кресте, через полноту Жертвы Любви Христа. Через эту Жертву Церковь соединяет повсюду и до скончания века хвалу и приношения людей с совершенной Жертвой хвалы и приношения – Евхаристией, ценной перед Богом и придающей ценность приношениям людей (Евр 13.15).
Это чудо Любви, в котором люди участвуют, объединяясь через Причастие с Телом Христовым, и в Нём со всеми Его членами. Будучи Таинством Жертвы Христовой, Евхаристия является Таинством любви и объединения в Теле Христовом.
[Мф.26:26-28] И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.
[Ин.6:63] Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь.
[Евр.13:15] Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его.
Спасибо, с молитвой.
Отправить комментарий