вторник, 19 июня 2012 г.

Любить врагов — собирать угли на их голове...

3 Цар (1 Reg) 21, 17-29
Пс 51
Мф 5, 43-48


Сегодня в Евангелии мы слышим фрагмент нагорной проповеди, в котором Христос произносит один из самых трудных принципов Его учения. Принцип любви к врагам.

Существует мнение, что эти слова Христа являются чем-то совершенно новым, чем-то характерным именно для Нового Завета. Так вот, это не совсем так. Уже в книге Исход мы читаем: «Если найдешь вола врага твоего, или осла его заблудившегося, приведи его к нему; если увидишь осла врага твоего, упавшим под ношею своею, то не оставляй его; развьючь вместе с ним». (Исх.23:4,5)

Как мы видим, о любви к врагам совсем в Духе Христовом идет речь уже в одной из первых книг Библии. Конечно, тут еще не говорится прямо - «любите врагов ваших», но сами эти действия подразумевают эту любовь.

Далее, в книге Притчей мы читаем: «Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напои его водою: ибо, [делая сие], ты собираешь горящие угли на голове его, и Господь воздаст тебе». (Прит.25:21,22)

Несколько смущают слова про горящие угли. Звучит как проклятие... Кое-кто может подумать: «Очень характерно для Ветхого Завета». Но посмотрите, именно эти стихи книги Притч цитирует апостол Павел в Послании к Римлянам (см. Рим. 12:20-21). А ведь это - уже не Ветхий Завет, не так ли?

Так о чем же идет речь? Что значит собирать горящие угли на голове врага?

А, давайте представим человека, у которого на голове оказываются горящие угли. Вы скажете - это невозможно выдержать человеку. Но это также невыносимо, как и видеть доброе, искреннее отношение от того, к кому сам ты испытываешь недоброжелательность или ненависть. Это невыносимо... Потому что от врага мы инстинктивно ждем вражды и подвоха. Но когда вместо этого мы получаем добро, это становится невыносимо для нас... Это, как правило, побуждает к сомнениям, к раскаянию, побуждает пересмотреть свое отношение к человеку-врагу. А враг ли он? Законна ли моя недоброжелательность? Может стоит обратиться от вражды к чему-то другому?

Вы можете возразить, что так бывает редко... Особенно «матерые» христиане часто грешат цинизмом. Но, как правило, именно таковые всегда остаются теоретиками и скептиками, но тот, кто пробовал исполнять эту заповедь, заметьте, еще ветхозаветную, знает, что на самом деле она работает. Это бывает заметно не сразу, возможно мы даже и не узнаем, что произошло в сердце человека, который в ответ на зло получил добро... Не любой человек сразу признает свои ошибки, не каждый сразу прекратит вражду. Но деяние любви, подлинной любви, неминуемо вызовет процесс во враждующем сердце. И как малая закваска квасит все тесто, так и этот свет во тьме будет работать и менять человека.

Из собственного опыта я знаю, что меня меняло и меняет не то, что я, как мне кажется, заслуженно получаю, но именно то, что я получаю незаслуженно... Именно любовь, обращенная ко мне, безусловно, или даже парадоксально, как к врагу, меняет меня. Рождает во мне покаяние, становится углями на моей голове...

Ведь Господь любит нас не только как друзей. Как хотелось бы быть всегда Его другом... Но, выбирая грех, мы становимся ни кем иным как Его врагами, мы предаем Его... И в ответ на это вместо смерти, ведь именно смерть - возмездие за грех (см. Рим 6:23), мы получаем прощение и любовь. Бог любит нас как врагов, давая нам добро в ответ на зло. Мы же так к этому привыкли... Есть глупая пословица: «Не согрешишь — не покаешься». Такое могли изречь лишь настоящие враги Христа, либо безумцы, не знающие, о чем идет речь. Но Бог продолжает любить и тех, и других...

Христос, говоря о любви к врагам, лишь открывает необыкновенный лик Отца, доверяющий детям своим, призывающий к святости и к подражанию Отцу. Ведь сын делает то, что делает отец...

Христос, уча о любви к врагам, лишь развивает уже изреченный прежде закон. Возводит его к полноте, выкристаллизовывает саму суть его. Учение Христа - это совершенная интерпретация закона. Ведь Христос пришел не нарушить закон, но исполнить.

И еще пара слов о самом понятии любви.

Любовь, о которой идет речь в Библии, не является каким-то проявлением эмоций. Дело не в эмоциях. Как можно на уровне эмоций любить врага? Это было бы патологией или чем-то странным. Нельзя испытывать положительные чувства к врагу, если это - враг по-настоящему... Мог ли испытывать узник ГУЛАГа симпатию к своему палачу? Я скажу: нет. Здоровый человек не мог бы! Так как же любить?

Любить, ВЫБИРАЯ делать добро, даже вопреки своим чувствам и желаниям. Иногда мы должны любить, стиснув зубы до боли в висках. И именно такая любовь меняет мир и именно о такой любви говорит Библия. Но для этого нам нужна помощь Святого Духа, чтобы достигать такой любви, чтобы быть способными следовать за Христом. Потому что своих сил нам не хватит надолго...

Итак, будем любить врагов, будем собирать горящие угли на их голове, будем побеждать зло добром. Будем сынами Отца Небесного...

Аминь.


Автор: о.Василий Заздравных

2 комментария:

Галина комментирует...

Слава Иисусу Христу!
Библия учит нас любить ближних, она учит также любить врагов, может быть потому, что это одни и те же люди?
Спасибо о.Василий

Анонимный комментирует...

Спасибо о.Василий.
Классная тема.Я согласна с Вами.
Мой враг это - я.
Благодарение Богу за Его милосердную любовь.
Слава Иисусу Христу!

Отправить комментарий