Пс 119
Лк 11, 37-41
Сегодня, мы слышим, как Христос разговаривает с фарисеями и книжниками. Речь идет об омовении рук. Что же это такое?
Традиция омовения рук, являлось частью Устной Торы и относилась к исполнению предписаний о чистоте, корни ее были в Законе Моисеевом. Именно фарисеи разработали комментарий к Закону, который и назвали Устной Торой. Эту традицию Христос называет Преданием Старцев. Она же легла в основу Мишны, а позже — Талмуда.
Фарисеи считали, что, так как Закон Моисея был записан почти 1000 лет назад, он обязательно нуждается в комментариях, чтобы знать как исполнять его в настоящее время. Этот довод кажется разумным. И не все в этом Предании старцев оказалось неоправданным, было там и много полезного. Но, кроме комментария к Закону, фарисеи пополнили его дополнительными предписаниями. Именно их Христос и называл бременами неудобоносимыми, которые они возлагают на плечи людям.
В чем же главная суть омовения рук?
Омовение кистей рук носило религиозный очистительный характер. Фарисеи, придя с улицы, всегда омывали руки, предполагая, что где-то они могли коснуться нечистого и оскверниться. Дом же считался подобием малого храма, стол подобием жертвенника, пища — подобна жертве, а возглавлявший трапезу — подобен священнику. Поэтому нельзя, не очистившись от скверны, сесть за стол.
Возможно, действительно ученики Христа не держались строго этих правил, особенно если были уверены, что не касались ничего нечистого. И не считали исполнение этого правила необходимым. И вот фарисеи укоряют Христа за это. Господь же обличает их лицемерную праведность и фанатичную приверженность своим преданиям, так что даже сама Тора оказывается на втором месте, а то и на третьем.
Проблема фарисеев была не столько в самой традиции, сколько в приоритетах. В том, что важно на самом деле. Христос обличает именно перекосы в понимании благочестия и набожность, которая исходит из лицемерия. Он призывает их сосредоточиться на главном, — на милости по отношению к другим людям. Потому что, милость гораздо важней, чем правила, выдуманные ими самими. Важней всех этих мелочей, о которых так самозабвенно заботились они. Именно милость к другим делает нас похожими на Отца. Потому что, Он «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф 5,45).
Будем же и мы милосерды, как милосерд Отец наш Небесный, и все будет у нас чисто.
Возможно, действительно ученики Христа не держались строго этих правил, особенно если были уверены, что не касались ничего нечистого. И не считали исполнение этого правила необходимым. И вот фарисеи укоряют Христа за это. Господь же обличает их лицемерную праведность и фанатичную приверженность своим преданиям, так что даже сама Тора оказывается на втором месте, а то и на третьем.
Проблема фарисеев была не столько в самой традиции, сколько в приоритетах. В том, что важно на самом деле. Христос обличает именно перекосы в понимании благочестия и набожность, которая исходит из лицемерия. Он призывает их сосредоточиться на главном, — на милости по отношению к другим людям. Потому что, милость гораздо важней, чем правила, выдуманные ими самими. Важней всех этих мелочей, о которых так самозабвенно заботились они. Именно милость к другим делает нас похожими на Отца. Потому что, Он «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф 5,45).
Будем же и мы милосерды, как милосерд Отец наш Небесный, и все будет у нас чисто.
Автор: о. Василий Заздравных
Комментариев нет:
Отправить комментарий