четверг, 13 июня 2013 г.

Праведность



2 Кор 3, 15 - 4, 1. 3-6
Пс 85

Мф 5, 20-26

Есть праведность Божия и праведность фарисейская. В чём проблема праведности фарисейской? Почему она не достигает той праведности, которой требует Царствие Божие?

Что есть вообще праведность? Праведный человек живёт «по правде» или «в правильных отношениях» с Богом, с собой и с ближним. А каковы правильные отношения с Богом? Святой Павел начинает своё Послание Римлянам, объясняя, в чём заключается неправедность...

Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны.

Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ (Рим 1, 19-23)...

Неправедный - это тот, кто не прославляет Бога и не благодарит Его за дары, которые явны перед ним. А человек, который осознаёт эти дары и принимает их, как дар от Бога, способен прославлять и благодарить Бога. Праведный воспринимает всё, как дар от Бога. Он Творец, а я Его творение. Он даёт, а я принимаю. Он всегда и во всём Первый. Быть в правильных отношениях с Богом - значит жить в этой логике. Праведные перед Богом всегда благодарят. Может быть, поэтому вершиной христианской жизни является «евхаристия», которая на греческом означает – «благодарение».

А для фарисеев Закон и правила были всё. Когда они стали хозяевами или «экспертами» закона, они забыли, что есть Господь над Законом. Они также забыли, что Закон - великий дар от Бога. Через него Бог создал народ иудейский. Закон ведет в жизнь. Но некоторые стали экспертами и интерпретировали Закон, исходя из собственных соображений и выгоды. Они так заблудились, что когда Христос стоял перед ними, они осудили Его на смерть.

Наша праведность приведёт нас в Царствие Небесное, если мы будем помнить, что наши соображения всегда следует подчинить соображениям Всевышнего. Я и мои слова не являются последней инстанцией во многих вопросах. И Слава Богу, что это так!

Автор: о. Янез Север SJ
Фото: Светлана Гайван -
 из инсталляции к проекту "Свобода: осознание Big Picture" - в Москве до 17.06.




7 комментариев:

Хильдегарда (Самара) комментирует...

Да, все Дар. Просыпаешься утром - и сразу дары: утро, начало открытий этого дня, возможность жить и открывать дальше. "Боже, Спасибо!" (а иногда "Боже, ну как же Ты меня достал своимиДарами!" )))). Солнце и жара с утра - дар, вечером на пляж можно пойти. А если дождь и ветер пронизывающий? Тоже дар, только его смысл надо открыть. Песенка с утра в голове - тоже дар. Проснулись, забегали вокруг дары - близкие - заняли ванну, пойду пока кофе сварю - тоже дар...
И вопрос Галины, заданный на днях, заставляющий до сих пор искать на него ответ- тоже дар. Вопрос о том, что все Дары не даются даром, что всё надо отработать. Это как квартира, купленая ребенку и отданная в его распоряжение. Тебе, человек, дарован этот мир, но теперь будь добр, крутись, раз так хотел пожить самостоятельно: плати по счетам, следи за порядком, обеспечь процветание...
- Папа, мне же столько не заработать?!
- А ты, что, решил, что Я тебя брошу?

А праведность?! Слишком правильное слово. Не моё.

Татьяна Арсеньев комментирует...

Мир и добро Хильдегарде!Понимаю причину Вашей иронии, так как иногда тоже чувствую нечто подобное...бывает, тоже чувствую, что некоторый "дары" не приносят мне, как то, особой радости))) Но впоследствии всегда убеждаюсь в том, что такие дары, которые вызывали моё недовольство , были всё таки Его ДАРАМИ. Дождь, ветер, жара и духота наша "знаменитая" приморская - они всё таки неспроста посылались, они всё таки чему то учили. После них ощущались как Дары, и поэтому воспринимались особенно обострённо, солнце после долгих дождей, ветер после духоты и многое другое, включая даже житейские и бытовые сложности и радость от их преодоления. Будете смеятся,)))но даже то, что в нашем городе, в очередной раз,))) для "ремонтных работ", отключили горячую воду до середины осени, я тоже уже воспринимаю, как Дар. Да, поначалу возмущалась, и очень сильно, как и всё в городе))). Как правило, летом у нас очень жарко и душно, и можно догадаться какие эмоции я испытывала, и какие слова употребляла по этому поводу))) Но после подумала, и утешилась мыслью, что горячая вода и так была такая грязная, и нехорошо пахнущая, что пользоваться ею доставляло крайне мало удовольствия. И мы,собравшись с силами и средствами наконец то,))) приобрели титан)))и после его установки уже не будем зависеть от бесконечных отключений горячей воды. Ну не относится ли после этого, к таким ))) событиям, как Его Дару? И вся жизнь наша-это сплошное чередование Его даров, которые можно разглядеть даже в нашей житейско-бытовой суете и сложности. Не будет проблем и сложностей, не будет и радости от их преодоления. Утром говорим с упрёком и раздражением :Господи, за что, Ты мне дал этот подарочек?" вечером говорим с пониманием и благодарностью: " Спасибо,Господи, что Ты подарил мне именно этот подарочек!" Насчёт отработки Даров-думаю, что Господь всё таки не кредитор, которому мы должны "с процентами", и не рэкетир, который держит нас "на счётчике". Да, мы Ему должны. Но в том то всё и дело, что у нас самих должна быть горячая и нестерпимая потребность отдать Ему долг, а не стремление всеми силами избежать его.Как у призывников, которые не убегают от повестки военкома, а сами рвутся в военкомат всеми силами. Ну а насчёт праведности...будем к ней стремиться, как к горной вершине))) может быть и удастся на неё вскарабкаться))) С Богом!

Татьяна Арсеньев комментирует...

Слава Иисусу Христу! Мир и добро всем!Спасибо, отец Янез, за замечательное размышление! Вся наша жизнь, всё что Он нам посылает, АБСОЛЮТНО ВСЁ- это Его Дар! Спасибо! С Богом!

Хильдегарда комментирует...

Мир и добро, Татьяна, и отец Янез, и все читающие )))
Хочу внести коррективы в свой комментарий )))
Хочу святости. Да, так вот ужасно нескромно ХОЧУ!!! Не того, чтобы иконы и мощи... Хочу на Небеса. Чтобы увидеть Бога лицом к лицу и не умереть. Не просто хочу и надеюсь - верю, что можно достичь святости, иначе зачем тогда были христовы страдания?!
А праведность... У меня устойчивый штамп, не могу от него избавиться, хотя, если напрячься и подумать, наверняка мыслю односторонне: для меня праведность - это правильность до тошноты, закон до фанатизма. Как сейчас толерантность - лояльность, доведенная до абсурда.

Галина комментирует...

Слава Иисусу Христу!
Что есть вообще праведность?
...славим Тебя, благословляем Тебя, благодарим тебя...произносим мы эти слова на каждой мессе!
Если мы говорим, что Бог всех нас любит и верим, что Бог друг каждого человека, что Он близок к своему творению во всем, что происходит, тот чувствует, что хорошо принадлежать Богу, хорошо благодарить Его и славословить Его...Но одно- держать эти слова в своем сердце,а другое,как эти слова направить по своему жизненному пути!Это, как в математике: знаешь правило, но применить его не умеешь!И результата по решению задачи тоже не получишь! Праведность на мой взгляд, это как раз правильно выбранное решение задачи о том, как попасть в Царство Небесное!Конечный,правильный результат нашей сложной житейской задачи!!!!Но как же это сложно все на практике!Сколько надо знать, чтобы решать такие задачи!Опять же фраза,как мне видется, "если Бог на первом месте, то все остальное на своих местах", является ответом на все Ваши вопросы о.Янез.
Спасибо.
С Богом

Татьяна Арсеньев комментирует...

Мир и добро Хильдерагде! "Мир и добро тебе!" это были первые слова, которые я услышала от отца-францисканца,когда первый раз в своей жизни открыла двери нашей католической церкви...А что такого плохого и нескромного, если мы хотим святости? Мне всегда были непонятны, и признаюсь, неприятны чересчур "праведные святоши". Знаете, те, которые в советское наше время, скорее всего, были чересчур "правильными" и бойкими в комсомольском активе, а сейчас точно с таким же выражением лица сидят в церкви))) И очень часто приходилось замечать искреннее стремление к "святости", стремление как то духовно улучшиться, духовно "взлететь" у людей, на первый взгляд, не производящих впечатление праведников. Вероятно, поэтому Иисус и любит больше грешников, а не праведников. У нас, у "нескромных" грешников ))) всё таки есть перспектива стать со временем праведниками. Думаю, что Иисус не будет сердит на нас за наши "нескромные" мечтания)))А увидеть Бога лицом к лицу можно и на земле. Иногда мне кажется, что я замечаю Его взгляд, как пафосно и экзальтированно это не прозвучало бы. И очень часто Его взгляд мне приходилось и приходиться замечать в глазах наших отцов-священников. С Богом!

Хильдегарда комментирует...

Праведность, превзошедшая праведность книжников и фарисеев, - праведность не формальная, лишь бы исполнить, а по существу - осознанная до самой ее глубины. У фарисеев праведность, исполнение законов наружнее, Иисус требует праведности на духовном уровне. Получается, Он требует обожения?

Согласна, Галина, практика - штука сложная. И многие знания фарисеям не помогли. Хотя Фоме Аквинскому не помешали )))

На земле примесей много, Татьяна. На земле "несут Христа". Хочу, увидеть Лично, а не опосредованно. Глаза в глаза. Прикоснуться. Как Фома неверующий. Хочу.

Отправить комментарий