2 Кор 6, 1-10
Пс 98
Мф 5, 38-42
Сегодня Евангелие предлагает нам для размышления одну из страниц, которую сложнее воплотить в жизнь, но в то же время, оно указывает нам на ценности, которые отличают нас как последователей Иисуса Христа от тех, кто не знает Его и не следует за Ним.
Евангелист Матфей пишет: «Иисус сказал своим ученикам: Вы слышали, что сказано: око за око, зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но если кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся».
В Нагорной проповеди продолжается разговор о справедливости Божией. Иисус отменяет древний закон возмездия, который пытался отрегулировать месть, дабы она не стала неограниченной и безжалостной. Его цель состоит в искоренении мести и избавлении от неустанного цикла насилия. Зло, по сути, сохраняет свою полную силу, даже если оно распределяется равномерно. Единственный способ победить его заключается в устранении корня.
Путь, предложенный Иисусом, это путь изобильной любви. Зло не победить другим злом, но добром. Всё, кажется, переворачивается с ног на голову: ученик не только отказывается от мести, но и должен подставить другую щеку. Это не является новым правилом, это совершенно новый образ жизни, основанный на любви к ближнему. Подобная любовь обновляет сердце и делает новой жизнь. Кто любит, тот предложит и «верхнюю одежду» человеку, который об этом просит и, готов пройти дважды поприще, с просящим у него помощи. В нескольких словах Иисус провозглашает способ превозмочь вековую и огромного веса естественную склонность к мести. На её место ставит революционный принцип любви, которая не заключается только в избегании насилия, но в положительном искуплении противника.
Мы, христиане, в семье, на рабочем месте, в каждой сфере жизни, должны быть мужественными свидетелями знания того, как выйти за пределы преступления и зла. Это не легко, но это единственный путь к миру: путь, который является даром щедрости сердца. Мы знаем, насколько мы непостоянны и хрупки, возможно потому, что часто путаем природу истинной любви с быстро проходящим чувством или с двуличными эмоциями.
Сегодня братство напрашивается само: дружба становится принципом всех современных отношений человеческого общества. Вместо того, чтобы видеть другого как чужака, конкурента, неприятеля и врага, мы должны привыкнуть видеть в нём человека, а значит, равного нам, достойного уважения, поддержки, любви, как к самим себе.
Насколько необходимы, актуальны и срочны эти приглашения.
Пс 98
Мф 5, 38-42
Сегодня Евангелие предлагает нам для размышления одну из страниц, которую сложнее воплотить в жизнь, но в то же время, оно указывает нам на ценности, которые отличают нас как последователей Иисуса Христа от тех, кто не знает Его и не следует за Ним.
Евангелист Матфей пишет: «Иисус сказал своим ученикам: Вы слышали, что сказано: око за око, зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но если кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся».
В Нагорной проповеди продолжается разговор о справедливости Божией. Иисус отменяет древний закон возмездия, который пытался отрегулировать месть, дабы она не стала неограниченной и безжалостной. Его цель состоит в искоренении мести и избавлении от неустанного цикла насилия. Зло, по сути, сохраняет свою полную силу, даже если оно распределяется равномерно. Единственный способ победить его заключается в устранении корня.
Путь, предложенный Иисусом, это путь изобильной любви. Зло не победить другим злом, но добром. Всё, кажется, переворачивается с ног на голову: ученик не только отказывается от мести, но и должен подставить другую щеку. Это не является новым правилом, это совершенно новый образ жизни, основанный на любви к ближнему. Подобная любовь обновляет сердце и делает новой жизнь. Кто любит, тот предложит и «верхнюю одежду» человеку, который об этом просит и, готов пройти дважды поприще, с просящим у него помощи. В нескольких словах Иисус провозглашает способ превозмочь вековую и огромного веса естественную склонность к мести. На её место ставит революционный принцип любви, которая не заключается только в избегании насилия, но в положительном искуплении противника.
Мы, христиане, в семье, на рабочем месте, в каждой сфере жизни, должны быть мужественными свидетелями знания того, как выйти за пределы преступления и зла. Это не легко, но это единственный путь к миру: путь, который является даром щедрости сердца. Мы знаем, насколько мы непостоянны и хрупки, возможно потому, что часто путаем природу истинной любви с быстро проходящим чувством или с двуличными эмоциями.
Сегодня братство напрашивается само: дружба становится принципом всех современных отношений человеческого общества. Вместо того, чтобы видеть другого как чужака, конкурента, неприятеля и врага, мы должны привыкнуть видеть в нём человека, а значит, равного нам, достойного уважения, поддержки, любви, как к самим себе.
Насколько необходимы, актуальны и срочны эти приглашения.
Автор: с. Ассунта Скопеллити, MSC
5 комментариев:
Слава Иисусу Христу!
"Сегодня Евангелие предлагает нам для размышления одну из страниц, которую сложнее воплотить в жизнь, но в то же время, оно указывает нам на ценности, которые отличают нас как последователей Иисуса Христа от тех, кто не знает Его и не следует за Ним." Те, кто следует за Христом и те, кто не знает Христа - живем и общаемся. И Господь говорит своим ученикам, тем, кто умеет слышать и хочет услышать, имеет стремление воплотить в жизнь услышанное от Учителя - от Господа. Он говорит:"...не противься злому." Злое, недоброе, неугодное Богу - увидеть и отстраниться от греха поддаться соблазну, искушению ответить на злое злым. "Но если кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;"-тот, кто причиняет боль, в это время искушаем диаволом. И сатана хочет ответного зла.
"Не противься "- не сопротивляйся. Все, что проистекает в жизни - все от Бога, чтобы учились пребывать с Ним вне греха в Царствии Его Небесном. Смирением, терпением, мужеством выстлана трудная и прекрасная дорога к Отцу. Увенчана Любовью.
Любовь не борется со злом - Она Абсолютна, Совершенна. Бог есть Любовь. И когда смиренное сердце человека готово к ударяющему его "обратить и другую щеку.", Сам Бог запрещает всякое зло. Но человек делает свободный выбор, отвечая Богу "Да" или "Нет". И когда ударяет вновь, говоря Богу "Нет", Распинает Христа еще и еще, нанося Ему Раны в Сердце Святое.
Господь учит видеть сердце человека, учит видеть иным зрением, чтобы и поступки совершались человеком в Свете Божией Любви.
"Возлюби ближнего, как самого себя".
Спасибо Вам большое, сестра Ассунта, за размышление!
С Богом!
Интересное толкование сегодняшних чтений предлагает нам еще и Радио Ватикана - http://ru.radiovaticana.va/m_articolo.asp?c=702105 .
Что такое "подставить вторую щеку", если любой из нас (и щеку подставляющий тоже) имеет право на жизнь и уважение своего достоинства? Мне кажется - это совсем не означает позволять себя регулярно унижать, да еще и (гадость какая!) наслаждаться этим. Это значит, вернуться в ту ситуацию, и к тому человеку, который заведомо не примет. Знать, что это причинит душевную боль, но снова и снова способствовать обращению этого человека к добру. Не осудить и поставить на нем крест, не позволить ему растоптать уважение к своей личности - бороться за него против его греха. Иисус призывает не потворствовать унижениям, а любить человека ошибающимся.
"А Я говорю вам: любите врагов ваших благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас" (Мф. 5, 44). Любите, благословляйте, благотворите, молитесь - чтобы искоренить грех, а не человека, грех совершившего. Любовь должна быть разумной и действительно спасительной, а не слепой и безвольной.
Слава Иисусу Христу! Мир и добро всем! Хочу предложить нашему читающему сообществу несколько цитат отца Александра Меня по поводу "правой щеки"... Как понимать слова Христа: “Подставь правую щеку”? Буквально?
"Все, что мы понимаем слишком буквально, может завести нас в дебри. Надо понять смысл того, что Он говорил. Христос очень часто выражался яркими, образными метафорами. Он имел в виду, что человек не должен давать место мстительности, мстительным чувствам, а что он должен побеждать добром. Но это вовсе не значит, что Он призывал нас к компромиссу со злом, Он Сам показывал примеры борьбы со злом, но в нравственной жизни мы должны уметь и прощать...Когда Христос говорит: не противься злому, Он ведь выступает против мстительности, против желания причинить личному обидчику то же зло. Но Он никогда не отрицал борьбы со злом: Он же изгонял торгующих из храма, Он обличал книжников и фарисеев очень жестко. Борьба Его была очень суровой и острой. И Церковь никогда не говорила, что если приходит враг, народ должен просто упасть на землю и ждать, когда он растопчет его жен и детей." (А. Мень)... Вопрос к Юзефе : Мы можем до хоть до бесконечности говорить о бесконечной и совершенной Божией любви и смиренном человеческом сердце, которое готово подставить другую щёку... Но если Сам Бог всё таки ЗАПРЕЩАЕТ всякое зло, то как же быть у утверждением, что Бог, то есть Любовь, с ним не борется? Разве запрет это не форма борьбы? Спасибо, сестра Ассунта, за Ваше замечательное размышление. Есть о чём подумать...С Богом!
В этой необъятной любви важно не растоптать Бога.
В этой борьбе со злом важно не растоптать человека.
С Богом!
Слава Иисусу Христу!
Закончился на сегодня мой рабочий день. Напоследок решила заглянуть в наш блог. Удивилась, насколько актуально лично для меня сегодняшнее размышление.
Весь день как-то не заладился с утра на работе.Утром одно, в обед другое, к вечеру...и все проблемы в отношениях между людьми,с коллегами.Не у меня.Я поймала себя на мысли. И сейчас пишу здесь:Господи спасибо тебе за Твое присутствие в моей жизни.Спасибо за то, что Ты не даешь мне распространять свои слова, поступки дальше своих мыслей.Ты учишь меня слушать, пусть не всегда приятные разговоры.И не вступать в диалог как судья для других.Не уходи от меня далеко Господи, будь всегда рядом.Без Тебя мне не справиться.Спасибо за Твою Любовь.
С Богом и молитвой
Отправить комментарий