Сир 48, 1-4. 9-11а
Пс 80
Мф 17, 10-13
Пророк Илия – главный герой сегодняшней Литургии Слова – личность весьма загадочная. Он не похож на других пророков, таких как Исаия, Иеремия или Даниил. Нет в Ветхом Завете «Книги пророка Илии». Знаем о нем из других книг – не пророческих, а исторических – летописи Израильского Царства – т.н. книг Царей (или Царств), упоминает его также Премудрый Сирах, в сегодняшнем первом чтении. Он не изрекал пророчеств о приходе Мессии, да и летописи называют его не столько пророком, сколько «человеком Божьим» - т.е. человеком особенно близким Богу. Знаем его как великого чудотворца – того, кто замыкал небо и низводил с него огонь, а также – размножал пищу и воскрешал умерших. Подобно Моисею, он разговаривал с Богом на святой горе Хорив (Синай), и также с ним разговаривал Иисус на горе Преображения. Он не умер естественной смертью, но был взят на небо (подобно древнему патриарху Еноху).
Что делает его подобным Иоанну Крестителю, который, как свидетельствует Евангелие «никакого чуда не сотворил» (Ин 10,41), посвятил жизнь призывам к покаянию и погиб мученической смертью? Только лишь то, что оба претерпели гонения со стороны властолюбивых женщин?
Вся жизнь пророка Илии была посвящена борьбе с идолопоклонством, которое насаждала в Израиле злобная царица. Это и делает его подобным Иоанну – тем, кто своею жизнью и деяниями, также как Иоанн – приготовлял в наших сердцах путь Спасителю. Ибо для того, чтоб принять веру в истинного Бога, нужно сначала избавиться от лживых «богов» - идолов мира сего.
Идолопоклонство не следует понимать исключительно как языческий политеизм – веру во множество богов. Ведь Ирод и Иродиада не были язычниками, но все-таки они «поклонялись» своим идолам. Для Ирода таким идолом были удовольствия, плотские утехи, а для Иродиады – власть. Мы, которые считаем себя верными Единому истинному Богу, очень часто, сами того не осознавая, также покланяемся своим идолам. Да, мы не становимся на колени перед изображением какого-либо божества и не приносим ему жертвы, но если разобраться – бываем настолько увлечены нашими страстями, нашими амбициями, погоней за успехом (главный идол нашего времени), что посвящаем им всю свою жизнь, энергию, время, и фактически - приносим им в жертву самих себя. Вот настоящее идолопоклонство, которое следует искоренить из наших душ, чтобы принять истинного Бога.
Пс 80
Мф 17, 10-13
Пророк Илия – главный герой сегодняшней Литургии Слова – личность весьма загадочная. Он не похож на других пророков, таких как Исаия, Иеремия или Даниил. Нет в Ветхом Завете «Книги пророка Илии». Знаем о нем из других книг – не пророческих, а исторических – летописи Израильского Царства – т.н. книг Царей (или Царств), упоминает его также Премудрый Сирах, в сегодняшнем первом чтении. Он не изрекал пророчеств о приходе Мессии, да и летописи называют его не столько пророком, сколько «человеком Божьим» - т.е. человеком особенно близким Богу. Знаем его как великого чудотворца – того, кто замыкал небо и низводил с него огонь, а также – размножал пищу и воскрешал умерших. Подобно Моисею, он разговаривал с Богом на святой горе Хорив (Синай), и также с ним разговаривал Иисус на горе Преображения. Он не умер естественной смертью, но был взят на небо (подобно древнему патриарху Еноху).
Что делает его подобным Иоанну Крестителю, который, как свидетельствует Евангелие «никакого чуда не сотворил» (Ин 10,41), посвятил жизнь призывам к покаянию и погиб мученической смертью? Только лишь то, что оба претерпели гонения со стороны властолюбивых женщин?
Вся жизнь пророка Илии была посвящена борьбе с идолопоклонством, которое насаждала в Израиле злобная царица. Это и делает его подобным Иоанну – тем, кто своею жизнью и деяниями, также как Иоанн – приготовлял в наших сердцах путь Спасителю. Ибо для того, чтоб принять веру в истинного Бога, нужно сначала избавиться от лживых «богов» - идолов мира сего.
Идолопоклонство не следует понимать исключительно как языческий политеизм – веру во множество богов. Ведь Ирод и Иродиада не были язычниками, но все-таки они «поклонялись» своим идолам. Для Ирода таким идолом были удовольствия, плотские утехи, а для Иродиады – власть. Мы, которые считаем себя верными Единому истинному Богу, очень часто, сами того не осознавая, также покланяемся своим идолам. Да, мы не становимся на колени перед изображением какого-либо божества и не приносим ему жертвы, но если разобраться – бываем настолько увлечены нашими страстями, нашими амбициями, погоней за успехом (главный идол нашего времени), что посвящаем им всю свою жизнь, энергию, время, и фактически - приносим им в жертву самих себя. Вот настоящее идолопоклонство, которое следует искоренить из наших душ, чтобы принять истинного Бога.
Автор: о. Ириней Погорельцев, ОР
1 комментарий:
Слава Иисусу Христу!
Мир и добро всем!
"Да, мы не становимся на колени перед изображением какого-либо божества и не приносим ему жертвы, но если разобраться – бываем настолько увлечены нашими страстями, нашими амбициями, погоней за успехом (главный идол нашего времени), что посвящаем им всю свою жизнь, энергию, время, и фактически - приносим им в жертву самих себя." - говорят, что в Древнем Риме, когда какой либо победитель-полководец во время триумфа с торжеством проезжал по улицам в своей колеснице, то сзади его всегда находился раб, который время от времени говорил ему вполголоса: "Помни о смерти, помни о том, что ты тоже умрёшь!"
Принести всего себя в жертву успеху? А что даст нам успех взамен? Слава мира проходит и проходит очень быстро. Все мы пройдём через смерть, вот только что мы скажем Ему там? Что больше всего в жизни хотели стать лучше всех? А жизнь, в которой Бог, как то незаметно и быстро пролетела и мы Его не успели разглядеть?
НЕ РОПЩИ
Не ропщи, человек,
Что ты мал и не знатен,
Что прожитый твой век,
Дня людей непонятен.
Он назначен тебе
Тем, Кто жребий служенья
Раздает на земле;
То - Его назначенье.
Не ропщи, беднота,
Без угла и без хлеба,
Знай - твоя тягота,
Дар особенный неба...
Не ропщи ты, больной
Долголетним недугом,
Через Крест тот святой
Будешь Господу другом.
Не ропщи, что хула
Твою жизнь отравляет,
Знай - земли похвала
Мзду небес уменьшает.
Не ропщи, что друзья
Тебя бросили в горе, -
Бог не бросит тебя
В этом жизненном море.
Бедность, зло и недуг -
Все закроет могила,
Сбереги чистым дух -
В этом истины сила.
Верь, надейся, терпи
Чашу бед - без сомнений,
И спасешь душу ты
Для небесных селений.
(о. Николай Гурьянов)
Спасибо, отец Ириней, за замечательное размышление.
С Богом!
Отправить комментарий