Суд 13, 2-7. 24-25
Пс 71
Лк 1, 5-25
Святой Фома Аквинский (1225-1274), самый знаменитый богослов Средневековья, переживший сильный опыт благодати Божьей, пару месяцев до смерти объявил: "Всё, что я написал до сих пор, это всё -- солома!" И он перестал писать. Еще резче поступил Николай Васильевич Гоголь. Он написал продолжение "Мертвых душ" и даже планировал написать еще третью часть, но понял, что не может сказать того, что хочется выразить, и сжег рукопись. Бывает, кажется, в нашей жизни такое, для чего у нас нет языка. Это бывает чисто по-человечески, поэтому, например, заикаются от влюбленности, а также от гнева. И тем более можно ожидать такого там, где люди переживают сильный опыт присутствия Бога.
Пс 71
Лк 1, 5-25
Святой Фома Аквинский (1225-1274), самый знаменитый богослов Средневековья, переживший сильный опыт благодати Божьей, пару месяцев до смерти объявил: "Всё, что я написал до сих пор, это всё -- солома!" И он перестал писать. Еще резче поступил Николай Васильевич Гоголь. Он написал продолжение "Мертвых душ" и даже планировал написать еще третью часть, но понял, что не может сказать того, что хочется выразить, и сжег рукопись. Бывает, кажется, в нашей жизни такое, для чего у нас нет языка. Это бывает чисто по-человечески, поэтому, например, заикаются от влюбленности, а также от гнева. И тем более можно ожидать такого там, где люди переживают сильный опыт присутствия Бога.
Об этом же говорит сегодняшнее Евангелие: У Захарии был опыт встречи с
ангелом, обещание, что Бог не оставит его и его жену, наоборот даст им ребенка.
Но он не может поверить этому до конца, и поэтому он становится немым. Языка
культа, языка обрядов, которому научили священника Захария в храме, мало, чтобы
выразить то, что произошло при встрече с этим ангелом. Поэтому Захария нем,
пока он не примет, что здесь действует Бог, что Бог показывает Свою благодать.
Пока он не полностью может поверить в это, ему нечего сказать. А потом, после
рождения мальчика, он сможет признаться: этого мальчика надо назвать
"Иоанном", т.е.: "Господь дает благодать". Это подсказал
Захарии ангел, и в этот момент Захария это понимает и принимает, и он может
прославить Господа.
Мне кажется, так бывает и у нас: первая реакция на опыт благодати Божьей,
на то, когда мы чувствуем Его присутствие, Его милость -- это молчание. Нет
языка, чтобы выразить этот опыт. И пока мы пытаемся выразить его своими
словами, никогда не сможем это сделать. Нам надо понять и принять, что всё в
Его руках, что только Его милостью мы можем прославлять Его, что всё -- подарок
от Бога, не наша заслуга. Тогда Он, как захочет и когда захочет, может дать нам
язык, чтобы мы смогли говорить о Нем -- пусть заикаясь, но веря в Его милость.
Автор: о. Штефан Липке ОИ, Томск
1 комментарий:
Слава Иисусу Христу!
Мир и добро всем!
"Нам надо понять и принять, что всё в Его руках, что только Его милостью мы можем прославлять Его, что всё -- подарок от Бога, не наша заслуга. Тогда Он, как захочет и когда захочет, может дать нам язык, чтобы мы смогли говорить о Нем -- пусть заикаясь, но веря в Его милость." -спасибо, отец Штефан, за замечательное размышление, и в особенности за эти слова, очень "знаковые" для меня в данный момент. Спасибо огромное!
С Богом!
Отправить комментарий