Мф 5,43-48
Хорошо быть добрым христианином тогда, когда твоя жизнь протекает в мире и спокойствии, хорошо любить всех людей, когда тебя окружают только милые и приветливые соседи, хорошо любить врагов, когда их, по сути, нет. Но что делать, когда зло становится реальностью? Когда оно творится не где-то там далеко с незнакомыми людьми, а приходит в твой собственный дом? Когда враг перестает быть абстракцией и превращается в конкретного человека, который покушается на твою жизнь?
Неужели во имя христианской любви мы всегда должны быть жертвами, а зло всегда должно торжествовать?
Зло должно быть остановлено, виновные – понести заслуженное наказание. Этого требуют законы справедливости. Разве христианская любовь и милосердие отменяют эти законы? Мы рады проявить милосердие и простить виновного, но при условии, что он искренне покается в своем злодеянии. А искреннее покаяние подразумевает добровольное принятие наказания.
Две метафоры, которые использует Иисус – «солнце» и «дождь», которые посылает Отец Небесный, разве не означают любовь и милосердие с одной стороны, и справедливость с другой? Если мы хотим быть совершенными, как Он совершенен, разве мы должны быть только милосердными, забыв о справедливости? Конечно, не гнев и не чувство мести должны руководить нашими поступками.
Иисус призывает нас любить, благословлять и молиться за наших врагов, но не благословлять их на злые дела, а молиться – только об их обращении. Молиться о том, чтоб они искренне покаялись и, приняв заслуженное наказание, заслужили прощение – наше и Божье.
Хорошо быть добрым христианином тогда, когда твоя жизнь протекает в мире и спокойствии, хорошо любить всех людей, когда тебя окружают только милые и приветливые соседи, хорошо любить врагов, когда их, по сути, нет. Но что делать, когда зло становится реальностью? Когда оно творится не где-то там далеко с незнакомыми людьми, а приходит в твой собственный дом? Когда враг перестает быть абстракцией и превращается в конкретного человека, который покушается на твою жизнь?
Неужели во имя христианской любви мы всегда должны быть жертвами, а зло всегда должно торжествовать?
Зло должно быть остановлено, виновные – понести заслуженное наказание. Этого требуют законы справедливости. Разве христианская любовь и милосердие отменяют эти законы? Мы рады проявить милосердие и простить виновного, но при условии, что он искренне покается в своем злодеянии. А искреннее покаяние подразумевает добровольное принятие наказания.
Две метафоры, которые использует Иисус – «солнце» и «дождь», которые посылает Отец Небесный, разве не означают любовь и милосердие с одной стороны, и справедливость с другой? Если мы хотим быть совершенными, как Он совершенен, разве мы должны быть только милосердными, забыв о справедливости? Конечно, не гнев и не чувство мести должны руководить нашими поступками.
Иисус призывает нас любить, благословлять и молиться за наших врагов, но не благословлять их на злые дела, а молиться – только об их обращении. Молиться о том, чтоб они искренне покаялись и, приняв заслуженное наказание, заслужили прощение – наше и Божье.
Автор: о.Ириней Погорельцев, ОР
3 комментария:
Слава Иисусу Христу!
Мир и добро всем!
Спасибо за очень конкретные и важные уточнения по теме христианской любви и милосердия, отец Ириней!
"Мы рады проявить милосердие и простить виновного, но при условии, что он искренне покается в своем злодеянии. А искреннее покаяние подразумевает добровольное принятие наказания." - это хорошо предостерегает от опасности того "милосердия", которое перерастает в непротивление злу. И благодаря такому "милосердию" у зла развязываются руки...
"Иисус призывает нас любить, благословлять и молиться за наших врагов, но не благословлять их на злые дела, а молиться – только об их обращении. Молиться о том, чтоб они искренне покаялись и, приняв заслуженное наказание, заслужили прощение – наше и Божье." - и такое благословление и даже любовь и молитва к врагам, вовсе не значит, что мы должны любить и благословлять те дела, которые они творят и позволять им и дальше творить зло...
Спасибо, отец Ириней, за замечательное размышление.
С Богом!
Спасибо большое, отец Иреней!
Это размышление важно для меня, т.к. сама в недавнее время переживала дилемму "справедливость-милосердие". А теперь думаю, прочитав Вашу запись, что милосердие должно происходить с осознанием истины, справедливости. Без него оно может перейти в потакательство. Буду стараться помнить, что и справедливость должна быть обрамлена любовью. А не агрессией, злобой.
Спасибо!
"Хорошо быть добрым христианином тогда, когда твоя жизнь протекает в мире и спокойствии" - это правда. Но, как только мы сталкиваемся с теми, "кто против нас", совсем не хочется быть жертвой! А тем более, любить врагов наших. Как можно остановить зло?
Бессилие перед агрессией близкого человека, это так знакомо... Что делать? Закрываемся в комнате и вместе с детьми громко молимся, чтобы не слышать того, что происходит за дверью... Молитва спасает, вскоре за дверью становится тише...
Эти слова - "Если Бог с нами, то кто против нас?" - они тоже помогают, помогают чувствовать себя в безопасности и оградить себя от чувства злобы и ненависти, которые возникают в такой ситуации.
"Иисус призывает нас любить, благословлять и молиться за наших врагов". Значит так тому и быть, ведь мы же верим Ему! А молиться за обращение тех, кто причинил зло? Надо запастись терпением и иметь веру, что Господь простит и поможет им начать новую жизнь.
Господи, прости врагов наших и помоги им простить себя.
Господи, даруй всем нашим недругам мир и благополучие.
Господи, научи нас быть смиренными и не отвечать злом на зло!
С Богом!
Отправить комментарий