Ис 58,9б-14
Лк 5,27-32
Когда пророк Исаия говорит о «восстановлении развалин» и «возобновлении путей», мы понимаем, что речь идет не только о восстановлении руин Иерусалима и возвращении вавилонских пленников, но – метафорически – о восстановлении развалин наших душ и исправлении путей греха, которые приводят человека к внутреннему уничтожению.
Классический пример такой духовной руины – Левий (Матфей), как и его друзья мытари. Но не только они – книжники и фарисеи, хотя внешне и выглядели благочестивыми – благочестие их лишено было истинного Божьего духа. В соблюдении отеческих законов они были безупречными – пост, молитва, да и про милостыню они наверняка тоже не забывали, но с каким чувством они все это делали? С чувством собственного превосходства, которое давало им право унижать других – тех, кто по слабости своей не дотягивает до их уровня. Они также нуждались во враче, хотя и не понимали того, что больны. К сожалению, мы, увлекаясь благочестивыми практиками, особенно во время Великого Поста, очень часто уподобляемся фарисеям.
Какой рецепт духовного исцеления дает нам сегодня Пророк?
1. «Когда ты удалишь из среды твоей ярмо» - ярмо символ рабства, эксплуатации, использования человека человеком. И мы прекрасно понимаем, что существует огромное множество видов рабства, и хотя в наше время рабов не продают на рынках, те или иные формы неволи, иногда намного более жестокие, чем в древности, процветают и у нас. Самая изощренная форма – эмоциональная или даже духовная зависимость. Конечно, в нашем мире мы все друг от друга, так или иначе, зависим. Но нет хуже той зависимости, когда с ее помощью сильный подчиняет себе более слабого, устанавливая свою власть над ним. А очень часто такие «узы» возникают между близкими людьми: Родители делают себя собственниками детей, муж – господином жены, а священнослужитель становится хозяином своей паствы, подчиняя верных своей личной, а вовсе не Божьей воле.
2. «перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное». Конечно, в своем фарисейском благочестии, мы стараемся избегать произносить плохие слова, и даже морщим нос, когда их слышим. Но разве своим пренебрежением или отвращением мы не оскорбляем тех, чье поведение нам не нравится? Тех, кого мы считаем худшими, чем мы. И в сердце своем мы часто изрыгаем проклятья, прикрывая их благочестивой миной.
3. «отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца». По мере сил и возможностей мы стараемся подавать милостыню убогим. Но отдаем ли мы им свою душу? С каким чувством мы это делаем? С чувством сострадания, или просто исполняем свой христианский долг?
Пока всеми нашими делами не будет руководить истинная любовь, как бы мы ни старались, «свет наш так и не взойдет во тьме»…
Лк 5,27-32
Когда пророк Исаия говорит о «восстановлении развалин» и «возобновлении путей», мы понимаем, что речь идет не только о восстановлении руин Иерусалима и возвращении вавилонских пленников, но – метафорически – о восстановлении развалин наших душ и исправлении путей греха, которые приводят человека к внутреннему уничтожению.
Классический пример такой духовной руины – Левий (Матфей), как и его друзья мытари. Но не только они – книжники и фарисеи, хотя внешне и выглядели благочестивыми – благочестие их лишено было истинного Божьего духа. В соблюдении отеческих законов они были безупречными – пост, молитва, да и про милостыню они наверняка тоже не забывали, но с каким чувством они все это делали? С чувством собственного превосходства, которое давало им право унижать других – тех, кто по слабости своей не дотягивает до их уровня. Они также нуждались во враче, хотя и не понимали того, что больны. К сожалению, мы, увлекаясь благочестивыми практиками, особенно во время Великого Поста, очень часто уподобляемся фарисеям.
Какой рецепт духовного исцеления дает нам сегодня Пророк?
1. «Когда ты удалишь из среды твоей ярмо» - ярмо символ рабства, эксплуатации, использования человека человеком. И мы прекрасно понимаем, что существует огромное множество видов рабства, и хотя в наше время рабов не продают на рынках, те или иные формы неволи, иногда намного более жестокие, чем в древности, процветают и у нас. Самая изощренная форма – эмоциональная или даже духовная зависимость. Конечно, в нашем мире мы все друг от друга, так или иначе, зависим. Но нет хуже той зависимости, когда с ее помощью сильный подчиняет себе более слабого, устанавливая свою власть над ним. А очень часто такие «узы» возникают между близкими людьми: Родители делают себя собственниками детей, муж – господином жены, а священнослужитель становится хозяином своей паствы, подчиняя верных своей личной, а вовсе не Божьей воле.
2. «перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное». Конечно, в своем фарисейском благочестии, мы стараемся избегать произносить плохие слова, и даже морщим нос, когда их слышим. Но разве своим пренебрежением или отвращением мы не оскорбляем тех, чье поведение нам не нравится? Тех, кого мы считаем худшими, чем мы. И в сердце своем мы часто изрыгаем проклятья, прикрывая их благочестивой миной.
3. «отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца». По мере сил и возможностей мы стараемся подавать милостыню убогим. Но отдаем ли мы им свою душу? С каким чувством мы это делаем? С чувством сострадания, или просто исполняем свой христианский долг?
Пока всеми нашими делами не будет руководить истинная любовь, как бы мы ни старались, «свет наш так и не взойдет во тьме»…
Автор: о. Ириней Погорельцев, ОР
2 комментария:
Слава Иисусу Христу!
"Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию." Действительно, Бог не пришел на нашу землю для тех, у кого все хорошо. Он пришел для тех, кто болен душевно и физически, у кого нет опоры в этой жизни, кто осознает себя грешником и не знает, что с этим делать. Вокруг столько людей и близких, которые нуждаются в Нем. Которые отступили, согрешили, а теперь не находят в себе силы вернуться к Нему. Наверное это детский страх, что Отец не простит, накажет. Сегодня Папа Франциск отвечает им: " не бойся своей прошлой и нынешней неверности: Бог смотрит на то, чем ты можешь быть в Его благодати."
«отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца». Больно видеть, как работают наши социальные службы в администрации, которым дела нет до тех, кто к ним обращается, кто не вкладывает свою душу. Очень редко оказывается человек "на своем месте".Например, знать по имени всех бездомных, с которыми работаешь, искренне участвуя в их проблемах, пропуская через себя их судьбы. А можно просто выполнять "свой долг" без чувства сострадания. И тогда, «свет наш так и не взойдет во тьме»…
Спасибо, о.Ириней, за размышление.
С Богом!
Слава Иисусу Христу!
Мир и добро всем!
"Самая изощренная форма – эмоциональная или даже духовная зависимость." - и те, кто становится рабом этой зависимости, ведут себя по рабски. Родитель, который поработил своего ребёнка, не получает от него настоящей любви, а только рабское подчинение. Также и муж -деспот не должен удивляться, если в сердце жены нет любви, а только страх. Про священнослужителей не могу ничего сказать, так как пока что такие "примеры" не встречала...:-)))
Настоящая любовь никогда не становится средством порабощения. «Когда ты удалишь из среды твоей ярмо» - тогда и появится шанс что свет взойдёт во тьме.
Спасибо, отец Ириней, за замечательное размышление.
С Богом!
Отправить комментарий