Иер 31, 7-9
Евр 5, 1-6
Мк 10, 46-52
Слава Иисусу Христу!
Приветствую Вас, дорогие Друзья в праздничный воскресный день. Благодарю всех, кто на прошлой неделе участвовал в нашем блоге. Сегодня мы размышляем над красивым примером Вортимея, но в некоторых приходах может быть другой отрывок. Это потому что, сегодня, в храмах, для которых неизвестная дата их освящения, отмечают сегодня торжество годовщины освящения. В любом случае, мы можем сегодня в молитве поблагодарить Бога за храм, если он у нас есть, либо просить, чтобы он у нас был, если ещё его нет. На сегодняшний день и новую неделю, да благословит Вас Господь!
Хотелось бы каждого из вас спросить – как Ты молишься?
Но не так это важно, какими молитвами, какие формулы читаешь, но как внутри переживаешь свою встречу с Господом?
Насколько я знаю, бывают разные проблемы на молитве. Стоит подчеркнуть, что если человек имеет какие-то проблемы на молитве, со своей молитвой, это ещё не совсем плохо. Кто-то красиво сказал, что проблем на молитве не имеет всего лишь одна группа людей – те, которые не молятся.
Но конечно мы стремимся совершенствоваться в нашей молитве и иногда спрашиваем, ищем – как надо молиться, как лучше молиться.
Наша молитва бывает иногда слишком формальная – это одна проблема. Иногда, особенно в деревнях, где сильно не хватает постоянной формации, катехизации, спрашиваю – как вы молитесь. Ответ – так как вы нас учили: Отче наш, 10 раз Радуйся Мария и Слава Отцу и Сыну и Святому Духу – так надо, мы правильно молимся? Там на первом месте то, чтобы было, так как надо, чтобы всё правильно прочитать. Я их не осуждаю, они стараются и я уверен, что Бог который знает намерения человека с радостью принимает их молитву. Но мы здесь можем это показать как пример формализма на молитве.
Или иногда слышу такой вопрос – а если хочу помолиться о здравии, то какую молитву надо прочитать? –это тоже пример такого формализма.
Другая проблема, другая крайность – эмоциональность. Человек считает, что помолился только тогда, когда уже забыл о своем существовании и достиг в своих чувствах седьмого неба. А исповедь для него была действительной, только если плакал во время исповеди – главными становятся чувства, ощущения, а при всем этом запросто может не прийти на воскресную службу, потому что не чувствовал такой потребности или настроения не было. Это конечно тоже проблема на молитве – у кого-то эмоции во время молитвы сильнее, у кого-то слабее, так как и в любви. Хорошо если они присутствуют, но если их нет, или совсем другие, это тоже неплохо.
И тут мы можем посмотреть на Вартимея из сегодняшнего Евангелия. Это прекрасный пример молитвы. Постараемся сейчас понаблюдать за ним, и что-то взять для себя.
Его молитва, ибо так надо определить то, что произошло, не была формальной, и не была слишком эмоциональной. Это искренняя встреча с Иисусом.
Услышав, что это Иисус Назорей, он начал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня.
Он что-то знал об Иисусе и он сразу отреагировал слыша, что Иисус идет. У него было знание, у него была вера, что это Мессия, Сын Давидов.
Это очень важно, чтобы знать того к кому обращаемся, чтобы непрестанно развивать это знание, и развивать веру, что это Бог и что Он может.
Вартимей приходит как раб, со смирением – помилуй меня.
Это первое обращение много о нем говорит, это как будто исповедание веры в Иисуса. Он сильно верит, что Иисус может, что у Иисуса сила и власть, что встреча с Иисусом это великий шанс его жизни.
Иисус, Сын Давидов! помилуй меня.
Это очень глубокое, искреннее обращение к Иисусу. Глубокая молитва. К этой молитве мы ещё вернемся, но посмотрим, что было дальше.
Многие заставляли его молчать; но он ещё более стал кричать: Сын Давидов! помилуй меня.
Он был нищим, больным, в глазах многих, недостойным участия в жизни «нормальных» людей. Им было за него стыдно, он помешал в их порядочности, поэтому заставляли его молчать.
Наверное, и у нас есть такой опыт, что когда мы, христиане слишком громко начинаем кричать о своей вере, о принципах веры, например о том, что нельзя убивать не рожденных детей, что нельзя обманывать, красть, что нельзя разводиться и надо жить в чистоте до брака, до венчания и т.д. это не всем нравится, тогда заставляют нас молчать.
А даже если нас не заставляют молчать, то нам кажется, что будут нас заставлять молчать, и стесняемся перекреститься перед едой, если кто-то нас видит, оставить гостей в воскресение и прийти на Мессу, рассказать о своей вере, о Церкви… Стесняемся, боимся, что будут заставлять нас молчать, хотя может их реакция будет на самом деле совершенно другая, может они ожидают нашего свидетельства веры.
Он, Вартимей, не обращал внимания, на то, что думают о нем другие, что ему говорят, как его оценивают. У него была одна цель, одно стремление, встретить лично Иисуса и получить Его милость, Его исцеление.
Он, его молитва, была настойчива, упорна, даже упряма. Он верил, сильно верил и это давало ему силу и стойкость в его молитве.
Он вышел за какие-то определенные рамки, он перешагнул какую-то схему, он не вместился в определенные обществом правила поведения. Он остался собой, единственной, неповторимой, сильной личностью.
Как нам сегодня не хватает таких сильных личностей. Мир пытается нас всех построить в один ряд, очень трудно быть собой, быть свободным, чувствовать себя свободно, очень трудно делать что-то не так как все. Сразу заставляют нас молчать.
Он в своей молитве остался собой, был свободен, не дал задавить свою молитву. Многие заставляли его молчать; но он ещё более стал кричать: Сын Давидов! помилуй меня.
Иисус остановился и велел его позвать – Иисус любит таких людей, Иисус замечает его искренность, его веру. Иисусу нравится такая молитва.
А как реагирует народ? – не бойся, вставай, зовёт тебя. Совершенно иначе, чем минуту назад, поддерживают его. Голос толпы никогда не бывает постоянным, это часто голос эмоции, которые быстро меняются.
Вартимей сбросил с себя верхнюю одежду, встал и пришёл к Иисусу – опять конкретная реакция, живой ответ на приглашение Иисуса. Как для него, эта встреча была важна, как он к ней стремился…
Иисус спросил: чего ты хочешь от Меня? – как будто не знал… Знал, но хотел от него услышать.
Учитель! чтобы мне прозреть – очень конкретная просьба. Он точно знал, чего хочет. Хватило трех слов, чтобы выразить свою просьбу, сразу, не задумываясь, конкретно, по-мужски.
А если бы нас спросить – с какой просьбой ты пришел на Мессу? Поем красиво – Господи помилуй, а Иисус к нам – а чего конкретно хочешь? А мы… знаем о чем просить? Хватить нам трех слов, чтобы выразить просьбу? А когда в молитве верных священник говорит – помолимся в тишине в наших личных намерениях, мы знаем о чем просить?
А у нас, в нас, есть такая вера, что Иисус может нас выслушать, что сейчас и здесь может нас исцелить, сегодня может изменить нашу жизнь?
В одной группе я недавно рассказывал свидетельство одного священника. Он рассказывал – пришла к нему группа женщин из молитвенной группы с информацией, что их подруга болеет раком. И пригласили его чтобы пошел с ними помолится о её исцелении. Он ответил – вы идите, я потом приду, а на самом деле не верил что такая молитва может ей помочь. Потом они ещё раз просили, тогда пошел, взял елее, уделил таинство больных, но эти женщины настаивали – отец, вы ещё помолитесь, так от себя.
Он уже разозлился, чего они хотят от него? но подумал – не повредит, не поможет, пусть им будет. Что-то там сказал, помолился и вышел. Женщины которые его пригласили сказали – а мы будем сидеть и молится пока Господь не ответит на нашу молитву. Через несколько дней пришли вместе с этой подругой – Бог исцелил её. И этот священник говорил – Бог исцелил её, чтобы мне священнику показать, как во мне мало веры.
Какова наша молитва? А какой должна быть наша молитва? Может что-то с этой молитвы Вортимея возьмем для себя?
Дорогие братья и сестры!
Мы имеем большое богатство христианства, живем на востоке, окружает нас восточная христианская традиция, но как католики относимся к западной традиции, поэтому у нас может быть всё. Христианский восток знает практику молитвы Иисусовой. Это именно бесконечное повторение слов Вартимея, может немножко измененных, более понятных для нас, но автором этой молитвы, является этот нищий из Иерихона. Там нужно не только повторять эти слова, но и разбудить в себе веру Вартимея, его настойчивость в молитве, его духовность.
Иисусе, Иисусе, Сыне Божий, помилуй, помилуй нас.
4 комментария:
Слава Иисусу Христу!
Спасибо, отец Марэк, за размышление.
Впору просить: Господи, дай мне веру такой силы,чтобы не было сомнений в Твоём ответе на мою молитву за других.
Веру такой беспредельности, чтобы не было места во мне слабости в принятии всего, что Ты для меня желаешь.
Слава Иисусу Христу!
У меня маме сделали операцию на глаза. До нее она видела плохо, теперь вообще не видит. Читаю, что Иисус может сделать так. чтобы человек прозрел, но моей веры не хватает. Очень прошу о молитве, дорогие друзья!
Спасибо, отец Марэк, замечательные мысли. Так хочется стремиться к совершенной молитве..молиться так, как молились Давид, Соломон,Вартимей..
Ольга, я помолюсь за Вашу маму. Напишите пожалуйста ее имя, и я мы будем молиться за нее нашим Кружком Живого Розарий весь ноябрь.
Слава ИИсусу Христу!
Огромное спасибо!! Маму зовут Инна
Отправить комментарий