Еф 5, 21-33
Пс 128.1-5
Лк 13,18-21
Сегодня в первом чтение Святой Мессы мы слышим фрагмент послания Апостола Павла к Ефесянам, в котором с одной стороны звучит наставление о супружеской жизни, а с другой - открывается Тайна Божьего домостроительства.
«Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь...»
В Священном Писание отношения Бога и человека или Бога и народа очень часто изображаются в брачных образах. Сам Завет по сути своей носит природу брачного договора. В Первом Завете это может казаться не таким очевидным, но в процессе развития Завета он все больше обретает природу не просто договора, но, именно, договора брачного характера.
Если мы внимательно приглядимся к пророческой традиции, к тому какие образы использовались пророками, то явно различим всю ту же брачную поэзию. Брак пророка Осии и Гомери становится пророческой притчей о неверности Израиля Богу. Образы пророка Иезекииля (см Иез 16), подобные же образы мы найдем и у Иеремии, и у Исаии (см Ис 54). Неверность Израиля Завету постоянно сравнивается с блудом и прелюбодеянием. Все это - все та же брачная терминология.
И наконец, в Новом Завете, когда Христос устанавливает Новый Завет в Своей крови, Завет обретает свою окончательную полноту. Полноту нерасторжимого единства Божественного Агнца и его Невесты Церкви. Христос называет себя Женихом чертога Брачного (см Мф 9:15), а Миссию свою - Брачным Пиром (Мф 22:2-14).
И наконец, в Откровении Иоанна Богослова читаем: "Наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых. И сказал мне Ангел - напиши: блаженны званные на брачную вечерю Агнца." (Отк. 19:7-9)
Но какова же природа брака?
«Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт 2:24).
Апостол Павел в своей экклесиологии развивает концепцию Церкви как Тела, глава которого Христос. Все мы составляем единое Тело, в котором у каждого своя роль. Единство многих членов в едином Теле. Природа вхождения в Церковь - по сути привитие к Телу Ее. «Я - лоза, а вы - ветви...» (Ин 15:5), говорит Христос. И подобно тому, как Ева рождается из ребра Адама, так и Церковь рождается из пронзенного Бока Спасителя.
Муж и жена представляют собою неразрывное единство, становятся одной плотью. Уже не двое, но одна плоть. Так и тело Христово! Поэтому мы и оправдываемся кровью Христа, потому что мы привиты к Телу Его. А Отец видит нас в Сыне. Такова тайна усыновления во Христе. Такова Тайна Церкви.
Павел пишет: «Жёны, повинуйтесь своим мужьям, как Господу; потому что муж есть глава жены, как и Христос - глава Церкви, и Он же - Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жёны своим мужьям во всём».
Здесь мы видим, при том, что супруги составляют нераздельное Единство, как и Церковь со Христом, все же повиновение и послушание необходимо для нераздельности и полноты. Если Церковь перестанет слушать Христа Главу, то это приведет ее к гибели... Так и если жены откажут в послушании мужьям, они потеряют основание своей природы - ибо Ева сотворена из ребра и, отторгаясь от мужа в своеволие, отторгнется от своей природы. Что явно и видно в проявлениях разного рода феминизма.
Также необходимо и то, чтобы мужья любили жен, как Христос возлюбил Церковь, а значит - до конца, даже до смерти. Тогда и жены доверятся мужьям своим.
Таким образом Завет связывает нас с Богом не просто неким условным договором, но проникает все сферы нашей жизни до самой нашей сути, подобно брачным узам. Аминь.
Пс 128.1-5
Лк 13,18-21
Сегодня в первом чтение Святой Мессы мы слышим фрагмент послания Апостола Павла к Ефесянам, в котором с одной стороны звучит наставление о супружеской жизни, а с другой - открывается Тайна Божьего домостроительства.
«Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь...»
В Священном Писание отношения Бога и человека или Бога и народа очень часто изображаются в брачных образах. Сам Завет по сути своей носит природу брачного договора. В Первом Завете это может казаться не таким очевидным, но в процессе развития Завета он все больше обретает природу не просто договора, но, именно, договора брачного характера.
Если мы внимательно приглядимся к пророческой традиции, к тому какие образы использовались пророками, то явно различим всю ту же брачную поэзию. Брак пророка Осии и Гомери становится пророческой притчей о неверности Израиля Богу. Образы пророка Иезекииля (см Иез 16), подобные же образы мы найдем и у Иеремии, и у Исаии (см Ис 54). Неверность Израиля Завету постоянно сравнивается с блудом и прелюбодеянием. Все это - все та же брачная терминология.
И наконец, в Новом Завете, когда Христос устанавливает Новый Завет в Своей крови, Завет обретает свою окончательную полноту. Полноту нерасторжимого единства Божественного Агнца и его Невесты Церкви. Христос называет себя Женихом чертога Брачного (см Мф 9:15), а Миссию свою - Брачным Пиром (Мф 22:2-14).
И наконец, в Откровении Иоанна Богослова читаем: "Наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых. И сказал мне Ангел - напиши: блаженны званные на брачную вечерю Агнца." (Отк. 19:7-9)
Но какова же природа брака?
«Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт 2:24).
Апостол Павел в своей экклесиологии развивает концепцию Церкви как Тела, глава которого Христос. Все мы составляем единое Тело, в котором у каждого своя роль. Единство многих членов в едином Теле. Природа вхождения в Церковь - по сути привитие к Телу Ее. «Я - лоза, а вы - ветви...» (Ин 15:5), говорит Христос. И подобно тому, как Ева рождается из ребра Адама, так и Церковь рождается из пронзенного Бока Спасителя.
Муж и жена представляют собою неразрывное единство, становятся одной плотью. Уже не двое, но одна плоть. Так и тело Христово! Поэтому мы и оправдываемся кровью Христа, потому что мы привиты к Телу Его. А Отец видит нас в Сыне. Такова тайна усыновления во Христе. Такова Тайна Церкви.
Павел пишет: «Жёны, повинуйтесь своим мужьям, как Господу; потому что муж есть глава жены, как и Христос - глава Церкви, и Он же - Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жёны своим мужьям во всём».
Здесь мы видим, при том, что супруги составляют нераздельное Единство, как и Церковь со Христом, все же повиновение и послушание необходимо для нераздельности и полноты. Если Церковь перестанет слушать Христа Главу, то это приведет ее к гибели... Так и если жены откажут в послушании мужьям, они потеряют основание своей природы - ибо Ева сотворена из ребра и, отторгаясь от мужа в своеволие, отторгнется от своей природы. Что явно и видно в проявлениях разного рода феминизма.
Также необходимо и то, чтобы мужья любили жен, как Христос возлюбил Церковь, а значит - до конца, даже до смерти. Тогда и жены доверятся мужьям своим.
Таким образом Завет связывает нас с Богом не просто неким условным договором, но проникает все сферы нашей жизни до самой нашей сути, подобно брачным узам. Аминь.
Автор: о.Василий Заздравных
3 комментария:
Слава Иисусу Христу!
"Семья- это необходимое благо для народов, фундамент, без которого не может обойтись общество, и великое сокровище на всю их жизнь"...
Христос, Церковь, Семья -все едино.
Тайна Божьего домостроительства пронизана этим единством!Суть нашей жизни Христос.Если Его нет в нашей жизни, то и жизни как таковой нет.
С Богом
«Так и если жены откажут в послушании мужьям, они потеряют основание своей природы - ибо Ева сотворена из ребра и, отторгаясь от мужа в своеволие, отторгнется от своей природы. Что явно и видно в проявлениях разного рода феминизма». Спасибо отец Василий за познавательное размышление.
Но уж как-то очень принижено выглядит женщина в такой интерпретации. Думаю, тут вопрос больше в ответственности за другого, чем в послушании. Жена не второй сорт от того, что от ребра (мол, единственная кость в теле без мозгов :o)). И сути мы своей не потеряем. Мы равны, но роли наши разные. И каждый должен выполнять свою роль в семье, как Бог задумал. Вот и всё.
Жена может быть и генератором идей, и принимать самостоятельно решения, только за всё в семье отвечает муж. И если он не берёт на себя ответственность за неё, семью, принятие решений, и за все последствия от принятых решений, вот тут и начинаются проблемы… Отторжение «от своей природы».
Хочу напомнить, что когда Господь творил женщину, он усыпил Адама. Так что главный момент в своей жизни мужчина проспал, и тайна сотворения женщины оказалась от него сокрытой. Как и сама женщина осталась тайной для него. И по сей день эта тайна ему непостижима.
И так захотел Господь, чтобы не превозносился!
А послушными оба должны быть Богу в одной плоти, смиряясь в любви друг перед другом. Исполняя в тайне домостроительства Божьего Его Волю и “повинуясь друг другу в страхе Божием” (Еф 5,21), т. е признавая Всемогущество Его.
“Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его!” (Пс 127, 1).
Спасибо, с молитвой.
“… подобно тому, как Ева рождается из ребра Адама, так и Церковь рождается из пронзенного Бока Спасителя”. Спасибо отец Василий.
Наш единственный Творец имеет власть создавать новые человеческие существа и наделять их душой. Супруги участвуют в творческом акте Бога посредством супружеских отношений, для которых Творцом установлены определенные законы. Которые обращены не только к христианам, но к каждому мужчине и каждой женщине, если они хотят быть действительно достойными представителями рода человеческого.
Чистота – основной закон всего живого. “Оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть” (Еф 5,31). Сам Иисус освятил супружескую любовь, не только своим присутствием на свадьбе в Кане Галилейской (Ин 2,1-12), но и своим категорическим несогласием с разводом и повторным браком. “Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает (…) Кто разведется … прелюбодействует” (Мк 10,9-12). Любовь, с которой Иисус отдает себя человечеству, понимается как подлинный брачный союз и является примером любви для супругов. “Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и Церкви” (Еф 5,32). Черты союза любви между Иисусом и Церковью освещают христианское понятие человеческой любви в супружестве:
1. Союз духовный и телесный, жертвенная любовь – распятие;
2. Союз брачный – Евхаристия;
3. Союз подлинный - нерасторжимый;
4. Союз животворный – источник жизни, продолжение жизни.
Любовь человека запечатлена в самых сокровенных глубинах замысла Создателя. Брачный союз мужчины и женщины неразрывно связан с Любовью Христа, пролившего Свою кровь на кресте во спасение человечества. “Христос возлюбил Церковь и предал Себя за Нее” (Еф 5,25). Союз одновременно духовный и телесный. Иисус нас любит всем Своим сердцем, всей Своей мудростью и всей Своей волей, подлинно духовной любовью. Он любит и сотворённое Им тело. И, чтобы спасти целиком Тело Своей Церкви, Он принял распятие Своей плоти.
Можно обнаружить глубокое сходство любви, даруемой в Евхаристии, которою Христос возлюбил Церковь, и любовью в супружестве. Во время истинно брачной Евхаристической встречи Христа – жениха, и Церкви – Его невесты наступает момент Причастия. Мы принимаем зерно жизни – Евхаристическое Тело Христа. ”Сие есть Тело Мое. (…) Сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая” (Мк 14. 22 24). Он доверяет Его Своей Церкви - момент молчаливой общности и благодарения за присутствие Его. Мы стараемся ответить любовью на любовь.
Любовь супругов, живущая в Иисусе, имеет форму истинного союза. Он нерасторжим, какую бы измену мы ни совершили и на какое бы предательство ни решились, Господь остается нам верен всегда. Однажды заключенный союз не может быть расторгнут, по крайней мере, с Его стороны. “Горы сдвинутся, и холмы поколеблются, а милость Моя не отступит от тебя, и завет мира Моего не поколеблется” (Ис 54,10). Через страдания Своей муки, пролитой крови и пронзенного сердца Иисус говорит каждому из нас: “Возлюбил Я тебя вечною любовью” (Ис 54,8), “до конца возлюбил…” (Ин 13,1).
Верный, нерасторжимый союз Христа и Церкви является также животворным, он – источник жизни. Христиане родились именно от этой любви для жизни в Царствии Небесном. Поэтому часто церковь называют нашей матерью, святой Церковью, признавая этим, что все крещенные – суть бесчисленные дети этой любви, благородный плод прославляемого на кресте и совершаемого в Евхаристии брака Иисуса и Его Церкви.
Супружеская любовь освещается СВЕТОМ самой большой ЛЮБВИ между Господом и Его Церковью, должна иметь те же свойства СОЮЗА и отвечать требованиям христианской истины любви. Любая попытка отделить духовное от телесного, истинную любовь от необходимости продолжения рода, право на любовь от обязанностей и ответственности за неё, зачатия от рождения или рождение ребенка без проявления любви порождает массу проблем, противоречит христианскому пониманию супружества, переживаемого как союза любви.
“…мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его” (Еф 5,30). “Живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня” (Гал 2,20).
Благодарение Богу, с молитвой.
Отправить комментарий