суббота, 18 мая 2013 г.

Петр и Иоанн


Деян 28, 16-20. 30-31
Пс 10
Ин 21, 20-25 

Сегодняшний фрагмент Евангелия бесспорно один из самых таинственных в Новом Завете. Петр и Иоанн (возлюбленный ученик Иисуса). Каждому из них Учитель уготовал свой путь: одному – «идти» за Христом, другому – «пребыть» пока Он не придет. В чем разница этих призваний? Сможем ли мы хоть немного приоткрыть завесу этой тайны?

Казалось бы, оба апостола одинаково исполняли свое служение – проповедовали Евангелие всем народам. Поначалу они даже действуют вместе – исцеляют хромого у Красных ворот Храма (Деян 3), и отправляются укреплять в вере самарян (Деян 8,14). Позднее, как передает традиция, Петр стал главою Церкви в Риме, а Иоанн основал несколько Церквей в Азии (семь городов, о которых идет речь в книге Откровения). Петр считается автором двух посланий, Иоанн – Евангелии, трех посланий и книги Откровения (хотя современные исследователи Библии имеют на это счет сомнения). Единственная разница между ними в том, что Петр окончил жизнь мучеником, а Иоанн, хотя также подвергался гонениям, дожил до глубокой старости. Согласно некоторым легендам он вообще не умер. Источником этих легенд является опять-таки сегодняшний фрагмент: «И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет». Но этот же фрагмент и опровергает эти легенды: «Но Иисус не сказал ему, что не умрет», слова эти наверняка дописали ученики Иоанна после его смерти.

Некоторые исследователи, а скорее идеологи, видят разницу между служением апостолов в традициях основанных ими церквей (противостояние Восток-Запад). Действительно, Церкви основанные Иоанном, например, имели свой литургический календарь (спор по этому поводу возник во втором веке, о чем свидетельствует св. Ириней Лионский). Но ни в коем случае не они являлись некой закрытой сектой, которая находилась в оппозиции к Риму, а уж тем более не исповедовали какое-либо тайное учение, которое должны были сохранить, скрыв от всего мира.

Петр и Иоанн, кроме того, что были людьми, являются также символами. Символами двух призваний в единой Христовой Церкви. Быть может, в этом заключается тайна сегодняшних слов Иисуса? Петр символизирует иерархическую Церковь, присутствующую в мире и видимую для мира, а Иоанн – Церковь духовную, Церковь мистиков. Задание одной – следовать за Христом, исполняя Его пастырское служение, а второй – пребывать на молитве, ожидая Его пришествия.
автор: о. Ириней Погорельцев OP, Украина


3 комментария:

Анонимный комментирует...

Слава Иисусу Христу!
Все мы разные,но все мы возлюбленные одной любовью
Иисуса.Каждый удивителен в своем умении мастерства,уникален в своих научных открытиях,
восхищает своим вокалом .... но Иисус восхищается каждым как самым неповторимым Своим творением.
Остается только принять себя возлюбленным Бог и проживать каждое мгновение своей жизни с любовью и благодарность к Богу.

Татьяна комментирует...

Слава Иисусу Христу!Мир и добро всем!"Задание одной – следовать за Христом, исполняя Его пастырское служение, а второй – пребывать на молитве, ожидая Его пришествия." - это как про евангельских Марфу, деятельную и практичную и Марию духовно-созерцательную. Что было бы, если все были бы только "Мариями" или только "Марфами"? Как часто мы недооцениваем призвание другого и считаем своё только призвание верным и правильным. Забываем о единстве и от этого очень много бед происходит... Спасибо Вам, отец Ириней, за это замечательное размышление. С Богом!

Józefa комментирует...

Слава Иисусу Христу!
Следуем за Христом, пребываем в молитвенном подвиге, бодрствуя, действуя, ожидая пришествия Господа во Славе Своей, смиренно отдавая себя на волю Бога, уповая на Спасителя, Подателя всех благ!
Приди, Дух Святой!

Спасибо Вам большое, отец Ириней, за Ваше размышление!
С Богом!

Отправить комментарий